Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Форма входа

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4339

Статистика

Закладки

Чат

 
 
Комплексный анализ текста №4
 
     1) Способов передавать в речи этикетные значения невероятно много. 2) Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем (хотя не всегда сами это замечаем) и то, с кем и в какой обстановке говорим. 3) Поэтому речи, не имеющей никакого отношения к этикету, пожалуй, вообще не бывает. 4) Если в языке выработалось несколько стилей (книжная речь, разговорная, научный стиль, деловой и т.д.) и есть различия в речи отдельных общественных групп (речь образованных людей и необразованных, литературная и диалектная, речь молодых и немолодых и т.д.), то уже сам выбор типа речи оказывается этикетным знаком, выражает отношение к слушателю или к тому, кого мы упоминаем.
     5) Давайте вспомним выразительный диалог из рассказа И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха»:
     – Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович: видите, картофель испекся.
     – А пусть дрыхнет, – равнодушно заметил мой верный слуга, – набегался, так и спит.
     Я заворочался на сене. Ермолай встал и подошел ко мне.
     – Картофель готов-с, извольте кушать.
     6) Просторечное слово дрыхнуть и разговорное набегаться не относятся к специальным этикетным средствам. 7) Но с помощью этих стилистически окрашенных слов Ермолай в первой фразе так же определенно выразил свое пренебрежение к барину, как во второй фразе специальными средствами этикета – почтительную зависимость и готовность служить ему.
 
(В.Гольдин. Речь и этикет)
 
     Задания
 
    1. Укажите стиль текста и тип речи.
    2. Определите жанр текста и его ведущие признаки.
    3. Сколько букв и звуков [ф] в 7-м предложении?
    4. Укажите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Почему?
    5. Выпишите из текста все причастия, разберите их по составу.
    6. Выпишите из 7-го предложения все служебные части речи и назовите их.
    7. Объясните написание не в словах текста. Укажите, какой частью речи являются эти слова.
    8. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
    9. Укажите предложения со вставными конструкциями.
    10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Какова роль диалога в тексте художественного произведения?», опираясь на тему и основную мысль текста В. Гольдина.