Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4359

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Участник

Участник конкурса сайтов РУСОВЕД
Главная » Статьи » Cтатьи

Сочинение по данному тексту (задание уровня «С»)
  1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
  2. Проблема, поднятая в тексте.
  3. Комментарий.
  4. Авторская позиция.
  5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
  6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
  7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

                                                              Речевые образцы

 

Как начать сочинение

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в …

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

 

Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …

- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о …. Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

 

Как прокомментировать позицию автора

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Одобрение

 

Нейтральная позиция (констатация фактов)

 

Порицание, осуждение

         

·  Автор восхищается…;

·  поражается…, удивляется…;

·  словно приглашает вместе с ним полюбоваться…;

·  с интересом наблюдает за тем…;

·  любуясь (чем-то), создает словесную картину;

·  как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о…

 

·  Автор размышляет о…;

· словно приглашает читателя к диалогу…;

·  делится своими мыслями, наблюдениями…;

·  ставит перед читателями важную, злободневную проблему…;

·  пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

 

·  Автор с болью в сердце пишет о том, что…;

·  с горечью говорит о…;

·  у автора вызывает негодование…;

·  автор не может мириться с тем…;

·  с горькой иронией пишет о том…;

·  свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С. Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

 

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

·  Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

·  Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

·  Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

·  Проблема … не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …

 

Ключевые фразы к научно-популярному тексту:

·  На уроках … я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

·  О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

·  Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких

известных …, как …

·  Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …

·  Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст … заинтересовал меня, я узнал много нового о…

 

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

·  Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …

·  Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

·  Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)

·  Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.

Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

 

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.

2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

 

Категория: Cтатьи | Добавил: Еlen (12-12-08)
Просмотров: 2586