Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4549

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат


Разбираем задания. Часть 3

Ещё раз обратимся к композиции сочинения

Схема сочинения
  

    1. Вступление.
    2. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.
    3. Комментарий к сформулированной проблеме текста.
    4. Формулировка позиции автора по этой проблеме.
    5. Аргументация собственного мнения по проблеме:
         1) тезис;
         2) аргументы:
             а) первый аргумент;
             б) второй аргумент
        3) вывод.
    6. Заключение.

    Таким образом, в сочинении-рассуждении должно быть семь абзацев. Каждый абзац – это микротема сочинения.


Текст №2

Возьмем для анализа текст тринадцатого письма Д.С. Лихачева к молодым читателям «О воспитанности».

Вступление

Работа над вступлением начинается с определения темы текста. Ниже даны виды вступления и шаблоны к ним.

Виды вступления:

– Вопросы-стимулы:

    Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают многие, в том числе Д.С. Лихачев, автор предложенного текста.

– Именительный темы:

    Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями? По-своему отвечает на этот вопрос Д.С. Лихачев.

– Предложение-тезис, нуждающийся в доказательстве:

    В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. Именно ей посвящен текст Д.С. Лихачева.

– Описание впечатления, вызванного текстом:

    Большое впечатление произвел на меня текст Д.С. Лихачева, посвященный проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает.

– Использование пословиц, поговорок, афоризмов:

    Всем известна поговорка: «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей. Именно об этом размышляет Д.С. Лихачев, автор предложенного текста.

Формулировка проблемы текста (К1)

Проблема формулируется после того, как определена идея текста. Зачем автор написал этот текст? Что он хочет сказать? К чему привлекает наше внимание? Какой вопрос интересует его? Как он его решает?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.


Проблематика – круг проблем.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

1. Взаимоотношения отцов и детей.

  • Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
  • Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
  • Проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

  • Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
  • Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
  • Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детств?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.

  • Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
  • Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
  • Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

  • Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
  • Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
  • Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.

  • Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
  • Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
  • Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
  • Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.

  • Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
  • Проблема защиты чести и собственного достоинства.
  • Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.  Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.

  • Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
  • Проблема истинной дружбы.
  • Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
  • Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
  • Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.

  • Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
  • Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.

  • Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
  • Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
  • Проблема одинокой старости.

10. Человек и искусство.

  • Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
  • Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
  • Проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы.

  • Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
  • Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
  • Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
  • Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
  • Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку.

  • Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделён.

  • Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14. Сострадание окружающим.

  • Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
  • Проблема действенного сострадания.
  • Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15. Отношение человека к войне.

  • Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
  • Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
  • Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
  • Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
  • Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.


Способы формулирования проблем:

Проблема какая?

Автор размышляет над проблемой...
Прочитав текст Д.С. Лихачева, я еще раз убедился, что проблема … актуальна.
Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это …
Автор текста поднимает важную проблему…
Проблема, над которой размышляет Д.С. Лихачев, такова:…

Проблема в виде вопроса:

Чем должен руководствоваться человек, приобретая хорошие манеры? Над этой проблемой размышляет Д.С. Лихачев.

Комментирование проблемы выявление авторской позиции (К2, К3)

Комментарий проверяет адекватность понимания текста, связанного с формулировкой проблемы. Комментарий – это не пересказ! Как отличить комментарий от пересказа? Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои. Комментируя, мы говорим о том, что делает автор, как он доносит до меня свою позицию.

Типы комментирования текста:

Текстуальный (следование за автором в раскрытии проблемы).
Концептуальный (интерпретация проблемы текста, ее актуальность).

Основные требования:

– Цель комментирования (для чего?).
– Объект комментирования (комментируется только сформулированная проблема и ее аспекты, а не проблематика всего текста).
– Направленность (комментарий основывается только на тех частях текста, которые заявлены в проблеме и связаны с ней).

Итак, если проблема текста – это вопрос, который задает автор текста, то авторская позиция – это его ответ на свой вопрос. Как он решает данную проблему? Какие примеры из текста помогают понять нам мнение автора?

Клише для введения примеров из текста:

Автор останавливается на…
Автор объясняет это тем, что …
Автор выступает против того, чтобы…
Причину этого видит в том, что…
Приводит пример того, как…
Подводит итог…
В заключении можно сказать, что…

Способы формулирования авторской позиции:

Автор считает, что…
Автор глубоко убежден в том, что…
Позиция автора сформулирована весьма четко:…
Позиция автора такова:…
Автор решает вопрос оригинально, интересно...
Автор убедительно доказывает, что…
Автор отстаивает свою точку зрения, свою позицию…
Автор анализирует; отмечает; доказывает; подчеркивает…
Точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана…

Согласие или несогласие с мнением автора

Собственное мнение должно быть четко сформулировано в виде тезиса (в этой части работы вы объясняете причину согласия-несогласия) и связано с анализируемой проблемой и позицией автора. Нельзя заявлять формально «я согласен с мнением автора, с автором» и закончить на этом работу. Если вы в чем-то не согласны с автором, то необходимо сказать об этом корректно и обоснованно. В противном случае возникнет впечатление, что ваше несогласие объясняется привычкой оспаривать чужую точку зрения.

Аргументация собственной позиции (К4)

На этом этапе необходимо выразить личную позицию по сформулированной проблеме текста. Она должна заключаться не в провозглашении своего мнения по данному вопросу, а в доказательствах, аргументации, объяснении конкретных причин согласия/несогласия с точкой зрения автора. Модель аргументации может быть примерно такой: «Автор ответил на проблемный вопрос именно так, и я с его мнением согласен, потому что…» Для этого следует подобрать к тезису, сформулированному выше, два аргумента (рассуждение или рассуждение с примером), раскрывающие тезис с разных сторон. Аргументы допускается вводить в текст при помощи вводных слов во-первых и во-вторых. Если есть во-первых, то во-вторых должно быть обязательно!

Клише:

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора….
Мне близка мысль о том, что….
Я согласен с тем, что…
Я могу с уверенностью сказать, что…
Я убежден, что…
На мой взгляд,…
Разделяю точку зрения автора...
Не могу не согласиться…
Вынужден возразить…
Автор упускает из виду….

Вывод – заключение

В заключении необходимо вернуться к проблеме, назвать ее, подвести общий итог работы, сформулировать выводы. Все выводы должны быть обоснованы!

Таким образом,…
Итак,...
В заключении можно сказать, что…
Обобщая сказанное, … …и др.

Задание 1. Напишите сочинение по тексту Д.С. Лихачева «О воспитанности».

Последний этап работы заключается в проверке работы и исправлении ошибок. Перечитайте текст внимательно. Проверьте логику, связность и последовательность изложения. Убедитесь, что отсутствуют орфографические, фактические, логические, пунктуационные и речевые ошибки.

Проверьте правильность написания сочинения по тексту Д.С. Лихачёва>>




По материалам сайта www.gramma.ru