Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4376

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

 
Прочитаем первую главу романа
«Евгений Онегин» вместе

     Настоящее чтение – это и умение отвлечься от всего и погрузиться в читаемое, и умение мечтать, переживать и сочувствовать, это и умение думать и спорить. Будем помнить об этом.
     Сначала попытаемся охватить мысленным взором всю главу, а потом прочитать ее строфу за строфой, отвечая на вопросы, возникающие по ходу чтения.

Задание 1

     ...В «Онегине» каждый раз вперед выдвигается сопоставление характеров. Главы строятся по системе парных противопоставлений... (Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова. 1988).
     - На системе каких противопоставлений построена I глава? Чему и кому противостоит в ней Онегин? Поясните свою мысль.
 
Задание 2

     В предисловии к первому изданию I главы романа Пушкин писал: «Первая глава представляет нечто целое. Она заключает в себе описание светской жизни молодого человека в конце 1819 года», а в наброске плана полного издания «Евгения Онегина» назвал первую главу «Хандра».        
     - Нет ли в этом противоречия? Изображению чего все же посвящена глава? В чем смысл пушкинской характеристики главы и данного им ее названия?
     - Как с пушкинским названием главы можно связать ее композицию?
     - О каких двух периодах жизни Онегина повествуется в главе?
     - Найдите вопрос, который автор-повествователь задает о своем герое и который делит главу на две части.
     - Наконец, чем эти периоды жизни героя противостоят друг другу? Что между ними общего?
 
Задание 3

     - В каких ролях в главе I выступает автор?
     - Почему так созданный образ автора можно назвать художественным открытием Пушкина?
     - Как сам поэт объяснил значение этого образа в первой главе романа?
     - Ответы на эти вопросы требуют особого внимания к тексту романа.
     - Как понять, что в нем говорится от имени автора, что от имени героев?
     - Как понять отношение автора к изображаемому?

     Философ и литературовед М. М. Бахтин писал: «Стилистическое построение «Евгения Онегина» типично для всякого подлинного романа... Язык в романе не только изображает, но и сам служит предметом изображения...»
     - Что это значит – «язык... сам служит предметом изображения»?
     Вот как объяснял это М. М. Бахтин:
     Но вот... Пример из «Онегина»: Кто жил и мыслил, тот не может

                                                                  В душе не презирать людей, 
                                                                  Кто чувствовал, того тревожит 
                                                                  Призрак невозвратимых дней: 
                                                                  Тому уж нет очарований, 
                                                                  Того змия воспоминаний,
                                                                  Того раскаянье грызет.

     - Можно было бы думать, что перед нами прямая сентенция самого автора. Но уже следующие строки:
 
                                                                   Все это часто придает 
                                                                   Большую прелесть разговору –

(условного автора с Онегиным) бросают легкую тень на эту сентенцию. Хотя она входит в авторскую речь, но построена она в районе действия онегинского голоса, в онегинском стиле. Все образы этого отрывка являются предметом изображения: они изображаются как онегинский стиль, как онегинское мировоззрение.
М. М. Бахтин. Из предыстории романного слова. 1940

     - Попытайтесь найти и другой пример изображения языка, мыслей, чувств Онегина в речи автора-повествователя.
 
Задание 4

     В первой главе есть собственное повествование автора. Оно контрастно выделяется среди чужой речи простотой, отсутствием иноязычных слов.
Прочитайте отрывок из неопубликованной заметки Пушкина «О русской прозе». Он написал ее в 1822 году, еще перед тем, как начал работать над романом.
     Но что сказать об наших писателях, которые, почитая за низость изъяснять просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ох, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее. <...>
     Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.
 А. С. Пушкин. О русской прозе. 1822

     - Как вы поняли, против чего в художественных описаниях выступал Пушкин?
      Обратимся к словарю. Он поясняет: «Оборот речи... состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания, напр. «царь зверей» вместо «лев» (и пр.), называется перифразом (ой) (греч. perнphrasis – окольная речь). Перифраза часто служит признаком напыщенной речи» (Словарь иностранных слов. 1984).
     - Зачем и с какой целью пользуется он сам перифразой в I главе романа?
     - Чтобы выяснить это, сопоставьте строфы XXXV и XXXVI. Какие две картины противопоставлены в них?
     - Какая из них создана с помощью «точной и краткой» речи?
     - Какая – с помощью перифразы?
     - Почему поэт так воспользовался лексикой?
     - В чем смысл этого сопоставления?
     - Приведем наблюдение одного из пушкинистов о том, что в указанных строфах:
     ...Два стилистических полюса первой главы... Одновременно это два полюса петербургского мира, изображенного в первой главе. Недаром они абсолютно разделены во времени («И утро в полночь обратя»): Онегин и персонажи 35 строфы (купец, разносчик и пр.) существуют на разных орбитах и никогда не встречаются... Другому петербургскому времени, другой стороне жизни соответствует и другая словесная реальность, другой стилистический полюс.
С. Г. Бочаров. Поэтика Пушкина. 1974

     Покажите, какие еще перифразы использовал поэт, чтобы показать все роли, в которых Онегин выступает до начавшегося перелома. Итак, он был «глубокий эконом», «театра злой законодатель»... (продолжите).
     - Почему поэт с помощью такого приема характеризует Онегина и его мир? Для характеристики какого петербургского мира поэт использует иноязычную лексику? Сделайте самостоятельные наблюдения.

Задание 5

     Теперь прочитаем первую главу последовательно, строфу за строфой.
     - Почему поэт начинает роман с монолога (размышления) Онегина?
     - Что этим достигается? Как монолог Онегина объясняет его характер?
     Во второй строфе, знакомя с Онегиным, автор напоминает о себе.
     - Как вы думаете, почему он это делает?
     - Почему это напоминание о фактах биографии автора в начале главы так важно для всей главы?
     Сопоставьте строфы XVII–XVIII и XIX–XX–XXI–XXII.
     - В чем вы видите различие в отношении к театру Онегина и автора?
     - Чем, на ваш взгляд, оно вызвано?

     В строфе ХХ театр, куда приехал Онегин, увиден глазами автора. Проанализируйте эту строфу. (Как строфа построена: тема первого четверостишия; картины во втором и третьем, их взаимосвязь; смысл строфных пауз; соотношение строф и предложений; звукопись; ваши впечатления в целом.)

     Сопоставьте строфы XXVIII и XXIX–XXX, а также Х и XXXIII.
     - В чем различие отношения Онегина и автора к балам и к любви?
     - Чем оно близко? В чем вы видите красоту и поэтичность созданных Пушкиным картин?
     Почему для понимания перелома в жизни героя (начавшейся «хандры») поэту оказался необходим рассказ о его воспитании, времяпрепровождении, круге знакомств? Составьте рассказ на тему «День Онегина».

Задание 6

     Из первых разделов вы уже уяснили для себя, что в первой главе, по замыслу поэта, нет сатиры, нет и романтизма. Светское общество изображено весело, иронически, а то и объективно серьезно. Почему?
     - Чем жизнь в светском обществе могла очаровать, что в ней могло привлечь молодого человека?

     Есть несколько точек зрения на отношения между Онегиным и светским обществом в первый период его жизни (первая часть главы): Онегин полностью подчинился его нравам и обычаям, он – модная пародия на него; Онегин оказался выше обычных требований общества к воспитанию и времяпрепровождению человека.
     - С какой точкой зрения вы больше согласны?

Задание 7

    - В чем, на ваш взгляд, причины наступившего разочарования Онегина в жизни? Серьезно ли оно?
   
     В литературной критике были высказаны разные точки зрения на это. Одна из них развернута В. Г. Белинским.
     Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин – добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность.
В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина:
Статья восьмая. 1844

     Другая точка зрения была высказана Д. И. Писаревым, который в 60-е годы с позиций демократа-разночинца защищал необходимость активного отношения к жизни и отвергал всякую праздность, ничегонеделание. Он не нашел для Онегина ни одного оправдания. Он писал так:
     Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 20-х годов, у него даже и внешние приемы почти одни и те же: Митрофанушка говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться»; а Онегин изучает «науку страсти нежной» и задергивает траурной тафтой всех мыслителей XVIII века. <...> Онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей. <...> Онегин всем объелся, и его от всего тошнит.
Д. И. Писарев. Пушкин и Белинский. 1865

     - Какие из суждений, на ваш взгляд, больше отвечают замыслу поэта, близки образу Онегина, созданного Пушкиным в I главе?
     - Почему Писарев, несмотря на блеск и остроту своих оценок, не прав? Как бы вы ответили критику?

Задание 8

      Строфы XLV–LX (то есть до конца главы) посвящены сопоставлению Онегина и автора. Последний продолжает оставаться повествователем, рассказчиком, но является перед нами и как персонаж романа. Он называет Онегина своим другом и дает ему характеристику (строфа XIV). Возникает цепочка вопросов. 
     - Что сближает Онегина и автора? 
     - Какие живые человеческие чувства сохранились в душе Онегина, несмотря на равнодушие и разочарованность?
     - Как, с помощью каких картин и образов Пушкин дает читателю возможность понять эти чувства героев?
     - Что разделяет автора и Онегина: в их отношении к жизни (строфа XLV), в их отношении к деревне, природе (строфы LIV–LVI), к труду и творчеству (строфы XLIII–XLIV и LIX)?
     - Этот последний вопрос особенно важен. Ведь автор дает ответы на вопросы, над которыми бьются его герои. Согласны ли вы с этим последним утверждением?