Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
Союзные слова
На уроке вы узнаете
Научитесь
В тетради запишите дату и тему урока.
Вспоминаем
Запомните
В сложноподчинённых предложениях связь между главной и придаточной частями может осуществляться как с помощью союзов, так и с помощью союзных слов.
Подчинительные союзы (если, чтобы, что, как, словно, точно, так как, хотя и др.) не являются членами придаточной части. Их функция — быть средством связи между частями сложноподчинённого предложения.
Например: Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана… (А. Пушкин.)
Союзные слова (что, кто, какой, чей, который, когда, откуда и др.) — это относительные местоимения и наречия, т. е. самостоятельные части речи, использующиеся в функции подчинительных союзов. В отличие от союзов, они не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения.
Например: Татьяна видит с трепетаньем, какою мыслью, замечаньем бывал Онегин поражён… (А. Пушкин.)
Союзы и союзные слова могут быть омонимами.
Например, в предложении Мой старший брат решил, что поедет в город завтра что — союз. В предложении Мой старший брат наконец решил, что ему делать что — союзное слово.
Такими омонимами могут быть слова что, как, когда и некоторые другие.
Как же отличить союз от союзного слова?
Связь между главным и придаточным предложениями в сложном предложении осуществляется с помощью простых (что, если, когда, хотя и др.) и составных союзов (так как, так что, потому что и др.).
Части некоторых составных союзов находятся в разных частях сложного предложения: чем…, тем; раз…, то и др.
В этом случае второй компонент составных союзов находится в главном предложении, которое стоит за придаточным. Употребление второго компонента составного союза, как правило, не обязательно.
Например: Если изъять из классической литературы милосердие, то она просто перестанет существовать.
Если…, так
Если…, то
Когда…, то
Так как…, то
Запишите в лингвистическую тетрадь (раздел "Морфология")
Тренажёры
Работа в тетради
Задание 1. Спишите предложения, определите синтаксическую роль местоимения который. Составьте схемы предложений.
1) Все ребята, которые участвовали в конкурсе, были приглашены на встречу с художником. 2) Сергей, которого друзья ждали у входа в театр, пришёл ровно в пять. 3) Весь зал стоя аплодировал актрисе, которой сегодня удалось удивительно тонко передать характер главной героини. 4) Весна - это время года, которое трудно не любить. 5) Как же можно было потерять ключ, которым ты только что отпирал дверь? 6) Музыкант держал в руках скрипку, о которой раньше он мог только думать. Проверь себя Контрольный тест Спасибо за работу!
|