Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Форма входа

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4339

Статистика

Закладки

Чат

Союзные слова
 
На уроке вы узнаете
  • что связь придаточного предложения с главным осуществляется при помощи подчинительных союзов или союзных слов;
  • что подчинительные союзы и союзные слова могут быть омонимами;
  • каковы приёмы различения омонимичных подчинительных союзов и союзных слов.
Научитесь
  • различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении;
  • определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово.
В тетради запишите дату и тему урока.
 
Вспоминаем
 
Запомните
 
В сложноподчинённых предложениях связь между главной и придаточной частями может осуществляться как с помощью союзов, так и с помощью союзных слов.
 
Подчинительные союзы (если, чтобы, что, как, словно, точно, так как, хотя и др.) не являются членами придаточной части. Их функция — быть средством связи между частями сложноподчинённого предложения.
 
Например: Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана… (А. Пушкин.)
 
Союзные слова (что, кто, какой, чей, который, когда, откуда и др.) — это относительные местоимения и наречия, т. е. самостоятельные части речи, использующиеся в функции подчинительных союзов. В отличие от союзов, они не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения.
 
Например: Татьяна видит с трепетаньем, какою мыслью, замечаньем бывал Онегин поражён… (А. Пушкин.)
 
Союзы и союзные слова могут быть омонимами. 
 
Например, в предложении Мой старший брат решил, что поедет в город завтра что — союз. В предложении Мой старший брат наконец решил, что ему делать что — союзное слово.
 
Такими омонимами могут быть слова что, как, когда и некоторые другие.
 
Как же отличить союз от союзного слова? 
 

подчинительные  союзы

союзные слова

1. Иногда союз можно опустить: И словом, слава шла, что Крот — великий зверь на малые дела. (И. Крылов.) 

1. Союзное нельзя опустить: Сквозь цветы, что стоят на окне, пробивается солнце лучами. (И. Суриков.)

2. Союзы не могут быть выделены логическим ударением. Односложный союз вообще не имеет самостоятельного ударения и сливается при произнесении с идущим за ним словом: Мой старший брат всегда знает, как ему поступить.

2. Союзные слова, как и любой другой член предложения, произносятся с ударением. Обычно они выделяются и логическим ударением: Мой старший брат сам решит, что ему делать. Он всегда знает, как ему поступить.

3. Союз чаще всего можно заменить только другим союзом: Когда (если) в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. (И. Крылов.)

3. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная: Таков же был тот нежный взор, что (который, взор) я любил судьбе в укор. (М. Лермонтов.)

 
Связь между главным и придаточным предложениями в сложном предложении осуществляется с помощью простых (что, если, когда, хотя и др.) и составных союзов (так как, так что, потому что и др.).
 
Части некоторых составных союзов находятся в разных частях сложного предложения: чем…, тем; раз…, то и др.
 
В этом случае второй компонент составных союзов находится в главном предложении, которое стоит за придаточным. Употребление второго компонента составного союза, как правило, не обязательно. 
 
Например: Если изъять из классической литературы милосердие, то она просто перестанет существовать.
 
Если…, так
Если…, то
Когда…, то
Так как…, то
 
Запишите в лингвистическую тетрадь (раздел "Морфология")
 

Отличие

союз

союзное слово

1. Можно опустить.

1. Нельзя опустить.

2. Можно заменить другим подчинительным союзом.

2. Можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная.

3. Не является членом предложения.

3. Является членом предложения.

Тренажёры

 

Работа в тетради

 

Задание 1. Спишите предложения, определите синтаксическую роль местоимения который. Составьте схемы предложений.

 

1) Все ребята, которые участвовали в конкурсе, были приглашены на встречу с художником. 2) Сергей, которого друзья ждали у входа в театр, пришёл ровно в пять. 3) Весь зал стоя аплодировал актрисе, которой сегодня удалось удивительно тонко передать характер главной героини. 4) Весна - это время года, которое трудно не любить. 5) Как же можно было потерять ключ, которым ты только что отпирал дверь? 6) Музыкант держал в руках скрипку, о которой раньше он мог только думать.

Проверь себя

Контрольный тест

Спасибо за работу!