Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4362

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Участник

Участник конкурса сайтов РУСОВЕД
Композиция повести. Образ Аси

Здравствуйте, ребята!

На уроке вы выявите особенности композиции повести; причины, обусловившие противоречивость поступков героини.

Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока.

Запишите таблицу "Элементы фабулы" в тетрадь.



Господин Н.Н. в немецкой провинции встречается с соотечественниками, которых избегал за границей. Это обстоятельство кажется сколь странным, столь и судьбоносным. Так мотив судьбы впервые намечается в повести.
 
Тургенев отказывается от использования в экспозиции динамического способа развертывания характера, заменяя его прямой описательной характеристикой. Автор вводит героев без предварительных описаний и сразу ставит в обстановку острых жизненных ситуаций.

В первых шести главах, составляющих экспозицию, читатель узнает о брате и сестре только то, что знает о них герой.
Н. Н обращает внимание на странность, капризность, загадочность и противоречивость натуры героини, отмечает обаяние, грацию, человеческую неповторимость. Натура девушки художественная, романтическая, Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. Она не устает восхищаться прелестью окружающей природы.

Время в повести течет неровно. Писатель выхватывает из жизни героев определенные эпизоды, соответствующие разным стадиям любовной истории. Первый период включает в себя три дня. Эта стадия знакомства, неосознанного влечения. Любви бесконечной жаждут герои «Аси». «Я еще, — говорит Н.Н., — не смел назвать его по имени, но счастья, счастья до пресыщения — вот чего хотел я, вот о чем томился...»
Развитие настоящего чувства движется странными волнами, через несуразные, необъяснимые противоречия.

Прослушайте начало 4 главы.


  • Какое чувство вызывают в господине Н. Н. поступки Аси?
К чувству восхищения присоединяется немалая доля досады, потому что Н. Н. отлично понимает, что Асино поведение во многом продиктовано каким-то по-детски проявляемым честолюбием.

Характер героини соткан из противоречий и крайностей. В поведении героини присутствуют некие элементы театральности. В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих, раздавая роли по своему усмотрению.
  • Какие роли играет Ася? Что влияет на ее поведение? Заполните вторую часть таблицы цитатами.


  • Какой смысл приобретает слово хамелеон?
В словах тургеневского повествователя звучит восхищение удивительной подвижностью, изменчивостью облика героини. Вот она встречает дорогой англичан — и начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий. Послушав чтение поэмы Гёте «Герман и Доротея», она хочет казаться домовитой и степенной, как Доротея. Потом превращается в русскую провинциальную девушку, будто подслушав мысли героя.

Неосознанный внутренний пыл, а потом возникающаяся первая любовь объясняет противоречивость настроений Аси, волнение ее чувств удивляет и ее самое.

Господин Н.Н., встретив Асю, скоро позабыл красивую и умную «молодую вдову», которая предпочла молодому человеку «краснощекого баварского лейтенанта». Однако господин Н.Н. еще не понимает значения этого мотива, не отдает себе отчета в своем чувстве и в чувстве Аси.

При раскрытии личности Аси Тургенев обращается к приему замедленной, развернутой экспозиции образа через восприятие и оценку окружающих. Образ Аси выразительно раскрывается в рассказе Гагина. Биографическое отступление способствует выявлению характера в его социально-исторической сущности, в его индивидуальном своеобразии. Рассказ Гагина о ней уже приближает читателей к пониманию ее внутреннего мира, и это дает почувствовать возможность трагического финала.

Внезапные перепады настроения сестры, переход от смеха к слезам; ее уверения, что она его «одного любит», насторожили Гагина. В откровенной беседе он рассказал господину Н.Н. историю жизни Аси.

Перечитайте главу 8 (страница 23 в учебнике).
  • Чем объясняется противоречивость натуры Аси?
Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое Ася воспринимает как несправедливость, обрекающую ее на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда и мучительные противоречия: «...она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею» — и эксцентричность поведения Аси.

Ася стремится к счастью и полноте жизни, к деятельности. Она верит в неограниченные возможности человека. Она хочет «прожить недаром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг».

Любовь, так же как явление жизни природы, подчинена загадочным силам. Ася не осознает в себе капризной игры стихии, и отчасти этим вызваны частые изменения ее настроений. Бессознательно она стремится к полноте жизни, не зная, что это недостижимо. Когда же она осознает, что влюблена, новое чувство бременем ложится на ее душу. Любовь Аси так же дисгармонична и напряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое мгновение любви — единственное и решающее. Она не чувствует опоры в уже пережитом, нет для нее опоры и в надеждах на будущее, в ожиданиях или мечтах. Для ее любви «нет завтрашнего дня», как нет и дня вчерашнего. Поэтому любовь Аси неизбежно оказывается катастрофичной. Чувство для Аси — тяжелое, ответственное испытание.

Господин Н.Н. переживает чувство как художник, для него любовь — эстетическое наслаждение. У героя возникает желание счастья, однако оно не сочетается с высоким нравственным стремлением, как у Аси.

Трепетные отношения своей сестры с Н.Н. Гагин переводит на язык житейской прозы. Трижды повторенное Гагиным: «Но ведь вы не женитесь на ней», — приземляет идеальный порыв героя, заставляет его взглянуть на историю с Асей глазами взрослого человека. Закономерен поэтому итог этого разговора: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» — говорит герой, почти повторяя слова Гагина.

Сцена объяснения, в которой в последний раз встречается героиня повести с Н.Н., протекает с драматической быстротой и окончательно проясняет сложный, противоречивый характер девушки. Сочетание в ней кульминации действия с мгновенной его развязкой, резкий поворот сюжета, неожиданно выявляющий существо отношений и характер героев, составляет отличительную черту повести «Ася».

Исследовательская работа с текстом.
  • Какие слова, сказанные во время объяснения Н. Н. и Аси, наиболее точно передают их душевное состояние? Выпишите из главы 16 слова и словосочетания — внешние свидетельства эмоций. Одинаковые ли чувства испытывают герои?


Вывод.

Ася испытывает целую гамму чувств — от робости, мгновенной вспышки счастья и полной самоотдачи до стыда и отчаяния. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине темной комнаты. Господин Н.Н. суетлив и многословен.

Эта сцена наиболее ясно отражает противоречие, несовпадение психологических «ритмов» господина Н.Н. и Аси. Ася понимает, что господин Н.Н. — не герой, что в обмен на свою преданность она получает половинчатые чувства и малодушие, а в обмен на свое бескорыстие — эгоизм.

Внутренние силы натуры Аси, разбуженные любовью, оказываются слишком слабыми, чтобы вступить в противодействие с трезвым практическим укладом жизни.

Домашнее задание.

Подготовить пересказ статей учебника «Поговорим о прочитанном» и «Повесть в оценке писателей и критики» и ответы на вопросы 1, 2  (страница 57 в учебнике).

Спасибо за работу!