Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4362

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Участник

Участник конкурса сайтов РУСОВЕД
 А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях"

   Пушкин подарил нам сказку как литературный жанр,
и мы не имеем права выпустить этот подарок из рук.
С.Я. Маршак

Дорогие ребята!

Сегодня на уроке вы познакомитесь со сказкой Александра Сергеевича Пушкина, узнаете, чем литературная сказка отличается от фольклорной, составите цитатный план


В тетради по литературе запишите дату и тему урока.

Запомните и запишите в тетрадь

Литературная сказка имеет автора, в ней мы можем встретить книжные обороты речи, а у фольклорной сказки единого автора не существует, она долгие годы складывалась в народе, в ней звучит подлинная народная речь.

Посмотрите сказку



Найдите в тексте сказки (см. учебник) описание героинь: первой царицы, второй жены царя, царевны.

Ответьте на вопросы:
  • что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивает грустное настроение царицы;
  • похожа ли новая царица на первую жену царя;
  • в каких строках поэт рассказывает о молодой царевне;
  • почему строки о ней начинаются с союза но, кому противопоставляет её автор;
  • какие слова царица хотела слышать от зеркальца.
Рассмотрите иллюстрации художника А.М. Куркина к «Сказке о мёртвой царевне…». 


Так ли вы представляли себе этих героинь? Отражают ли эти иллюстрации их характер?

Ответьте на вопросы:
  • какое приказание даёт завистливая мачеха Чернавке;
  • почему Чернавка отпускает царевну;
  • что делает царевна, оставшись одна в лесу;
  • что увидела царевна в доме богатырей;
  • почему девица решила, что тут «люди добрые живут»;
  • что сделала в доме царевна.

Обратите внимание на то, что в сказке Пушкина мы встречаем довольно много народных и устаревших слов и выражений. Эти слова передают атмосферу старины, приближают литературную сказку к народной. Выпишите несколько примеров в тетрадь.

Найдите фрагмент, где рассказывается о том, как принимали богатыри свою гостью, как вела себя царевна. Выделите в этом отрывке слова и выражения, которые в наше время употребляются редко. Выясните значение этих слов с помощью толкового словаря. При выполнении задания можно воспользоваться словарём портала http://gramota.ru/.

Найдите в тексте сказки эпизод, когда царица узнаёт, что царевна жива.

Ответьте на вопросы:
  • как царица узнала, где теперь живёт царевна;
  • царевна жила «без всякой славы», почему же царица не могла оставить её в покое;
  • какие черты к портрету царицы добавляет выражение: «И царица налетела // На Чернавку...»;
  • какие редкие или простонародные слова и выражения вам встретились в этом отрывке;
  • с какой интонацией вы прочитаете реплику царицы, обращённую к Чернавке.
Обратите внимание на значение слова «черни́ца». Так называли монахинь. Монахи и монахини ходили в чёрных одеждах, поэтому появились слова «чернец», «черница». Запомните их.

Обратившись к тексту сказки, ответьте на вопросы:
  • как царевна обращается к чернице, к псу;
  • почему пёс бросался на черницу;
  • как он хотел спасти царевну;
  • почему богатыри не сразу решились похоронить царевну.

Найдите в тексте сказки рассказ о поисках королевича Елисея, прочитайте выразительно этот фрагмент.


Обратите внимание на то, как от одной встречи к другой растёт волнение Елисея, его стремление найти невесту. Как в тексте используется магическое число три?

План произведений может быть составлен из цитат, тогда он так и называется — цитатный. Например, вот начало такого плана «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  1. «Царь с царицею простился. В путь-дорогу снарядился»
  2. «Царь женился на другой»
  3. «Но царевна молодая, тихомолком расцветая...»

Продолжите этот план в тетради по литературе.

Тест