Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Форма входа

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4345

Статистика

Закладки

Чат

Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Выстрел»

 

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке вы познакомитесь с повестью А.С. Пушкина "Выстрел". Данное произведение входит в цикл "Повести Белкина".

Название повести «Выстрел», скорее всего, говорит о некоем происшествии, которое повлияло на жизнь главных её героев. Интересно, почему произошёл выстрел?

Прочитайте произведение.

                 

В тетради по литературе напишите план повести.

Устно ответьте на вопросы:

  • Какое событие лежит в основе повести?
  • Кто является главными действующими лицами повести?
  • От чьего имени ведется повествование?
  • Для чего вводится образ рассказчика?
  • Как относятся к Сильвио в Гусарском полку? (Найти в тексте).
  • После какого эпизода Сильвио теряет свой авторитет в полку? (Найти в тексте).
  • А почему Сильвио отказался от дуэли? (Найти в тексте).
  • Найдите в тексте эпизод, описывающий первую дуэль Сильвио и перескажите его.
  • Почему Сильвио не выстрелил соперника?
  • Кто рассказывает, чем закончилась вторая дуэль Сильвио и графа?

На основании текста повести заполните в тетради по литературе таблицу​.

Обратите внимание на наличие (отсутствие) книг, их подбор, отношение к ним; состояние жилья, имущества; убеждения одного и другого, отношение к жизни Сильвио и графа.

  Сильвио Граф
Образованность    
Богатство    
Знатность    
Семейное положение    
Убеждения    
Следование законам чести    

Пользуясь данными таблицы, предположите, что на самом деле послужило причиной дуэли между Сильвио и графом и почему он произнёс слова «предаю тебя твоей совести»? 

Вывод.

Выстрел прозвучал, потому что Сильвио – небогатый, незнатный, малообразованный, но отчаянно стремящийся быть первым во всём, безуспешно пытался доказать свою исключительность графу – и получил от того пощёчину, как крепостной от барина. Сильвио и граф – два разных мира. Граф выказывал Сильвио своё пренебрежение и неприятие даже перед лицом смерти. И последней попыткой Сильвио достучаться до графа был тот выстрел, который он «сохранил на потом».

После произошедшего через шесть лет граф научился видеть, понимать и сопереживать, а Сильвио прорвал ту завесу одиночества, в которой находился долгие годы и пал, сражаясь за чужую свободу.

Итог урока.

Повесть «Выстрел» выстроена на противопоставлениях, которые привлекают внимание уже в самом начале повествования. Сильвио – и русский, и не русский, без прошлого и без будущего, бедный и богатый, жадный и щедрый, расчётливый и одновременно бросивший всё ради одной-единственной идеи – желания отомстить.

По сути, двойственность Сильвио – основная причина трагедии, произошедшей с этим человеком. Можно отметить, что Сильвио был неимоверно скуп. Он ходил в потёртой одежде, его «обеды» состояли из двух блюд, приготовленных отставным солдатом, – вероятно, это было что-то малосъедобное. Но скупость в материальном плане – не самая большая трагедия. В какой-то момент Сильвио понял, что и с эмоциями, с душевными порывами дело обстоит плохо – образно выражаясь, душевный кошелёк пуст. Его дуэль – попытка пополнить копилку. Попытка неудачная – ему не удалось добиться ни малейшего душевного волнения от противника. Жизнь Сильвио – погоня за эмоциями. Именно поэтому «шампанское лилось рекой» на его вечерах – он практически не играет, не рассказывает историй – он слушает, смотрит, живёт чужими страстями, не имея сил на собственные душевные порывы. Наконец, мчится на дуэль, в которой за ним остался выстрел. Но и здесь ему не совсем повезло. Он получил не те эмоции, которых хотел. И, как итог жизни Сильвио, гибель во время греческого восстания в ужасной мясорубке (Пушкин изучал, в частности, это сражение и, вероятно, пришёл к выводу, что эмоций там Сильвио хватило бы с избытком). Столкнулись два мира – регламентированный, размеренный, где каждому чувству было отмерено время и место – и мир ничем не сдерживаемых страстей, чувств, душевных переживаний, который, как река в паводок, не знал границ и берегов. И человек, «главное упражнение которого состояло в стрельбе из пистолета», утонул в этой реке.