М. Горький. "Свинцовые мерзости дикой русской жизни"
Здравствуйте, ребята!
На уроке вы познакомитесь с биографией Максима Горького, узнаете, почему он выбрал себе такой символический псевдоним и что оказало сильное влияние на становление его литературного таланта. Кроме этого, прочитаете главы из произведения "Детство" и выявите особенности новаторства писателя, проявляющегося в неуклонном утверждении растущей изо дня в день "могучей силя света", которая обнаруживается в мироощушении Алексея Пешкова.
Посмотрите видеоурок "Встреча с Максимом Горьким"
Прочитайте избранные главы из повести "Детство".
Страницы 13-60 (часть II ).
Замысел автобиографического произведения возник у писателя в первые годы его литературной работы. В 1893 г. он уже набрасывает заметки о своем детстве.
Вплотную к работе над автобиографическим произведением, задуманным как широкое эпическое повествование, Горький приступил в 1910-е гг. Это одно из самых проникновенно-поэтических созданий мирового искусства.
Трилогия — три самостоятельных произведения, объединенных в одно целое общностью идей, преемственностью сюжета, главными героями.
У Горького это рассказ о себе и широкое эпическое повествование о целом поколении русских людей 1870—1880-х гг., прошедших трудный, подчас мучительный путь идейных и нравственных исканий. Жизнеописание Алексея Пешкова становится произведением о русской народной жизни и судьбе простого человека России.
К созданию художественного произведения на биографическом материале Горький обращается не случайно. Прежде всего историю своего тяжелого детства Горький воспринимал, как явление глубоко типическое и «цельное, как то личное, которое, будучи характерным выражением общего, дает возможность писателю поднять собственно биографический материал до уровня обобщенной художественной правды.
Изображая типическую картину детства выходцев из народа, показывая развитие ребенка в сложном взаимодействии различных воспитательных влияний (семьи, улицы, жизни со всеми ее острыми социальными противоречиями), Горький тем самым нарушает традицию классической автобиографической повести, ее замкнутость в рамках узкого круга семейно-бытовых отношений. В поле наблюдения Алеши Пешкова попадают многообразные впечатления бытия с их суровой, обнаженной правдой. С первых же страниц «Детства» начинает звучать тема несоответствия красоты мира и взаимоотношений между людьми.
Словарная работа.
Свинцовые мерзости — о неприглядных сторонах жизни.
Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, которое несет в себе особо выразительные свойства. Конструкция эпитета: прилагательное + существительное.
Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак.
Конфликт — это схватка между персонажами художественного произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами.
Пороки — 1) безнравственные черты характера 2) поступки, противоречащие общепринятой морали.
Выполните задания в рабочей тетради на печатной основе (часть II).
1. Запишите цитаты - названия глав почести "Детство".
2. Выпишите слова из описания порта и дома деда, которые разрушают ощущение гармонии, испытанное мальчиком на пароходе.
3. Как в речи старика Каширина проявляются качества его характера? Запишите комментарии цитат в правую колонку таблицы.
Цитаты | Комментарии |
— Папаша! — густо и громко крикнула мать и опрокинулась на него, а он, хватая ее за голову, быстро гладя щеки ее маленькими красными руками, кричал, взвизгивая:
— Что-о, дура? Ага-а! То-то вот... Эх вы-и...
|
|
«Накалится солнышко», «а душа-то плачется, а слеза-то катится», «хоть отдыхай, хоть издыхай!», «и всякое горе — как пыль по ветру», «да как заведет горевой бурлак сердечную песню, да как вступится, грянет вся артель» | |
«Будь хитер, это лучше, а простодушность — та же глупость» |
4. Продолжите фразу:
Новаторство Горького не в "максимальном" изображении "свинцовых мерзостей" прошлого, а в неуклонном утверждении "могучей силы света", которая обнаруживается в отношении горьковских героев к миру и людям, в мироощущении Алексея Пешкова. Горьковская мысль о том, что в глубине народной России "талантлива и крупна", "богата великими силами и чарующей красотой" находит свое художественное воплощение в повести "Детство".
Домашнее задание.
1. Подготовить рассказ о Хорошем Деле, Цыганке, Мастере Григории.
2. Подготовить художественный пересказ эпизода пожара.