Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4362

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Участник

Участник конкурса сайтов РУСОВЕД

Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского

 

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке вы познакомитесь со стихотворением В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", выявите художественную идею произведения, проявившуюся в ощущении новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности.

С воодушевлением встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Поэт стремился эстетически осмыслить «потрясающие факты» новой социалистической действительности. После Октября творчество Маяковского приобретает новую социально-эстетическую окраску. Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии, призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетическая палитра Маяковского была многоцветной: в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918), проникнутом неподдельным состраданием к чужой боли, он выступал за формирование нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному. Революция в конечном счете означала для Маяковского борьбу за торжество человечности.

 

Внимательно прочитайте стихотворение "Хорошее отношение к лошадям".

  • Какое событие находится в центре сюжетно-композиционной организации произведения?

Малозначительный факт: зеваки, «штаны пришедшие Кузнецким клешть», смеются над упавшей лошадью. Они не чувствуют боли живого ущества. Ее ощущает лирический герой. Он видит глаза лошади, ее слёзы. Он понимает, что все живые существа — и люди и животные — звенья дной цепи, что всем бывает больно и страшно («все мы немножко лошади, // каждый из нас по-своему лошадь»). И лошадь вдруг поднимается на ноги. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет птимизм в душу лирического героя: «И стоило жить, и работать стоило».

  • Выпишите из стихотворения слова, при помощи которых можно передать сюжет стихотворения. Определите часть речи. Каков характер картины, изображенной поэтом?

Сюжет стихотворения можно описать при помощи цепочки глаголов: «грохнулась» — «сгрудились» — «подошел» — «рванулась» — «пошла» — пришла» — «встала (в стойло)». Эти глаголы содействуют воссозданию живой и динамичной картины. Вспомните, в стихотворении С. А. Есенина «Песнь о собаке» так же, как и в стихотворении В. Маяковского, звучит сочувственное и уважительное отношение поэта к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных.

  • Каков ракурс изображения печальных событий у Есенина и Маяковского?

С. Есенин несколько отстраненно описывает горе собаки. У Маяковского на первом плане переживания лирического героя.

* * *

Вера Маяковского в торжество гуманных взаимоотношений между людьми подвергалась серьезным испытаниям. Он отчетливо понимал, что главное — не только изменить общество, необходимо изменить человека. Он одним из первых увидел двух самых опасных врагов будущего — мещанство и бюрократизм, заклеймил эти пороки в стихах. Корень мещанства — в сытой тупости, ограниченности бытовыми рамками, в нечувствительности к чужой боли. История лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать ее.

Прослушайте стихотворение.

  • Что передает ритмический рисунок первых строк стихотворения? Звук цоканья лошадиных копыт по мостовой.
  • Какие приметы будней первых послереволюционных лет слышатся в этом звукоподражательном ряду?

Печальные приметы послереволюционной действительности («Гриб», «Грабь», «Гроб») и человеческое настроение («Груб»).

  • Кузнецкий — Кузнецкий мост — одна из центральных улиц Москвы. Улицей магазинов, в основном иностранных, она оставалась вплоть до 1918 года. Назовите художественно-изобразительные средства, содействующие воссозданию образа улицы. Объясните их назначение.

«Улица» «ветром опита» и «льдом обута»; зеваки, пришедшие «клешить».
Метафора «льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клешить» передает особенности места действия, реалии времени (торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модная манера носить брюки клеш).

  • Каждое слово в строфе (гриб, грабь, гроб, груб) выделено графически, записью столбиком, однако ритмическая четкость первой строфы, передающая бег  лошади, резко обрывается. Далее следует перенос: «Лошадь на круп // грохнулась...». Почему ритм стиха резко меняется? ​

Ритмический перебой позволяет акцентировать внимание на централь-ном сюжетном эпизоде.

  • Какие чувства испытывает лирический герой в толпе зевак?

Лирический герой испытывает чувство одиночества в равнодушной и глухой толпе «зевак», сделавшей себе любопытное зрелище из чужого горя.

  • На чем акцентирует внимание поэт, подчеркивая одиночество лошади и лирического героя?

Все живые существа — и люди и животные — звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно, все ищут сочувствия и сострадания.

  • Чему способствует удвоение действия: «Подошел и вижу»?

Удвоение позволяет продлить, задержать в восприятии деталь, связанную с усталыми, печальными глазами лошади.

  • Чьими глазами мы видим происходящее на Кузнецком, читая строчки «Улица опрокинулась, // течет по-своему»? О чем свидетельствует эта деталь?

Так видит окружающее упавшая лошадь. Ее взгляд осмыслен. Между лирическим героем и необычной героиней — лошадью — возникает понимание. Лирический герой начинает видеть мир глазами упавшей лошади.

Ещё раз  прочитайте стихотворение "Хорошее отношение к лошадям".

  • Находит ли лирический герой «одно только слово ласковое, человечье» в окружающем его мире?
  • Какие слова в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» подчеркивают то, что в новых революционных условиях лирический герой не так одинок, как прежде?

«Все мы немножко лошади».

  • К кому относится это замечание?

Это «все мы...», «каждый из нас...» относится к таким, как сам лирический герой, к тем, для кого «улица... течет по-своему», но кто, в отличие от смеющихся сгрудившихся «зевак», не мыслит жизнь без поиска смысла жизни, без работы, без участия в судьбе других людей.

  • Какое значение приобретает образ жеребенка, «рыжего ребенка» в финальных строчках стихотворения?

Этот образ передает ощущение новизны жизни вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности после всех неудач и страданий.

Выпишите из текста стихотворения примеры, заполнив таблицу:

Характерные черты лирики Маяковского Примеры
Яркая метафоричность   
Точная живописность деталей   
Использование    олицетворения  
Разнообразие    звукового и ритмического рисунка  
Оригинальность рифм  

 

Вывод

Стихотворение написано тоническим, акцентным стихом. Хотя в отдельных стихах-строках, как обычно у Маяковского, используются традиционные или «почти традиционные» стопы — ямб, амфибрахий и т. п., не ими в целом определяется ритмический рисунок стихотворения. У Маяковского особо значимым в ритме оказывается не стопа, а слово, которое выделяется, подчеркивается ударением. Рифмы Марковского оригинальны и неожиданны.
 

Выучите стихотворение наизусть.   

 

Спасибо за работу!