Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4371

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Участник

Участник конкурса сайтов РУСОВЕД
 
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова
 
     Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Историческое своеобразие развития русского общества обусловило особую роль литературы. Белинский считал, что в ней сосредоточены вся умственная жизнь общества, все его нравственные и духовные интересы.
     Лермонтов, как и многие его предшественники, понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей. Поэтому в его творчестве тема поэта и поэзии занимает важное место.
     Тема поэта и поэзии - одна из центральных в лирике Лермонто­ва, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в твор­честве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов - романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника.
     Прослушайте стихотворение «Нет, я не Байрон...»
 
 
     Несколько слов о причинах написания стихотворения: у Лер­монтова были великие предшественники. В юношеской поэме «Последний сын вольности» он с любовью пишет о сосланных по­этах-декабристах. Его немеркнущим кумиром был Пушкин - слава и гордость России. Лермонтова увлекала и бунтарская, романтиче­ская поэзия Байрона. Жизнь английского поэта, принимавшего уча­стие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции, кажется ему достойным подражания:
     Я молод, но кипят на сердце звуки,
     И Байрона достигнуть я б хотел:
     У нас одна душа, одни и те же муки;
     О, если б одинаков был удел...
     Познавая поэтическое наследие талантливых учителей, Лермон­тов настойчиво развивал свое мастерство. Восемнадцатилетний поэт осознает, что у него свой путь: «Нет, я не Байрон, я другой...».
     Лермонтовский поэт - «Как демон с гордою душой»; он «меж людей беспечный странник, для мира и небес чу­жой!» Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны толпе».
     Но уже в ранний период твор­чества Лермонтов ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе людей».)
 
     Прочитайте стихотворение К ***(«О, полно извинять разврат...»).
  
     О, полно извинять разврат!
     Ужель злодеям щит порфира?
     Пусть их глупцы боготворят,
     Пусть им звучит другая лира;
     Но ты остановись, певец,
     Златой венец — не твой венец.
 
     Изгнаньем из страны родной
     Хвались повсюду, как свободой;
     Высокой мыслью и душой
     Ты рано одарен природой;
     Ты видел зло, и перед злом
     Ты гордым не поник челом.
 
     Ты пел о вольности, когда
     Тиран гремел, грозили казни;
     Боясь лишь вечного суда
     И чуждый на земле боязни,
     Ты пел, и в этом есть краю
     Один, кто понял песнь твою.
 
     Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. В стихотворении поэт воспевает свободу и не склоняется ни перед кем.) Впервые в этом произведении возникает гордый и величественный образ, ко­торый найдет яркое воплощение в стихотворениях зрелого периода: поэт - это человек, одаренный «высокой мыслью и душой, ни перед кем не склоняющий «гордого чела», ничего не страшащийся.)
     Главный долг поэта – воспевать вольность. Но в современной ему действительности Лер­монтов почти не видел таких поэтов.
     Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»
 
     В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению ре­альной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».
 
     Прослушайте стихотворение «Поэт».
 
 
  Письменно ответьте на вопросы:
  1. Какие образы вы считаете основными и в чем их связь друг с другом?
  2. Почему Лермонтов предпослал своим размышлениям о по­эзии историю кинжала?
  3. Какие строфы вы считаете наиболее важными в развитии основной мысли?
  4. В чем оригинальность стихотворения Лермонтова? В чем смысл истории кинжала?
  5. Изменяется ли интонация от строфы к строфе? Охарактеризуйте лексику и эпитеты.
  6. Какие строфы являются идейным центром стихотворения?
  7. Какие художественные приемы усиливают выразительность? 
  8. Какова роль последней строфы? В чем ее смысл? В чем смысл композиции стихотворения?