Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

 
Иван Сергеевич Тургенев.
История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
(2 часа)
 
 
       Откройте тетради по литературе, запишите дату и тему урока.
    
     Сегодня вы познакомитесь с фактами биографии И.С. Тургенева, а также с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа "Муму", и героями произведения.  
    
       Внимательно посмотрите фильм о детстве И.С. Тургенева.
 
    
     Начертите в тетради таблицу и заполните правую её  часть.
 
   
     Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву (а что это за клятва? — см. словарик): «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примеряться... Это была моя Аннибаловская клятва».
    
     Историко-культурный контекст рассказа
  • Что такое крепостное право?
     Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами.
  • Что вы знаете о крепостных крестьянах?
     Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному
помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
    
     Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
 
      Итак, в основу рассказа легла реальная история, которую Тургенев вспомнил, когда находился под арестом. Вы, наверное, спросите, за что? В 1852 году умирает Н. В. Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
    
     Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.
 
     Запишите в литературоведческий словарик: ПРОТОТИП - лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.
    
     — А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни?  Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма, снятого по рассказу. Попытайтесь ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни.  
 

    
     — Итак, как выглядит дом барыни? (Подчеркните в тексте.) 
     — Что вы узнали о барыне в самом начале рассказа?
     — Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? 
    
     Обобщим наши наблюдения. Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней.

     — А кто же является главным героем? Конечно же, Герасим.
     — Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?
     — Откройте учебник на стр. 225. Найдите 2 абзац.  Он начинается со слов: "Из числа всей её челяди..." Внимательно прослушайте отрывок из рассказа, следите по тексту. Затем ответьте на вопрос: «Каким вы представляете себе Герасима?»
 

     «... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди.... Таким представил нам своего героя писатель.
 
     А таким увидели его художники.
 
П. Боклевский 
А.И. Кулешов
И.И. Пчелко
 
      — Сравните своё представление с видением художников.
      — Найдите в тексте фрагмент, который запечатлел А.И. Кулешов.
      Художник И. И. Пчелко создал огромное количество иллюстраций к разным произведениям, не мог остаться он равнодушным и к рассказу «Муму».
     — Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?
     — Как построение иллюстрации помогает передать богатырскую силу Герасима?
     — Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?
 
     Вывод: внешний облик Герасима, привыкшего к «неистомной работе», убедительно характеризует немого дворника как человека не только здорового и могучего, но и как человека «важного и степенного». Таким он предстает, например, на иллюстрации «Герасим около дома барыни» А.И. Кулешова.
 
     — Как Герасим попал в Москву? 
     — Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?

     Автор пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»
    
     По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.
    
     —Как воспринимал Герасим своё новое житьё? Что входило в обязанности Герасима?
 
     Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.
     С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.
 
     «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...» 
   
     — Какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?
     
    Вспомним! Сравнение - это определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки. 
 
     То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь — деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.
     Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения? Обратимся к ним. Заполните таблицу.
 
 
     Всмотримся в слово «степенный». Степенный — рассудительно-спокойный, важный. Важный — горделиво-величественный, надменный. А надменный — высокомерный, кичливый. А кичливый — выражающий самомнение, заносчивый. 
    
     — Да разве ж Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели». А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как.
    
     Прочтите описание каморки Герасима.
     — Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие  детали  обращает внимание?
 
     И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа. 

     — Какой художественный приём использует Тургенев, рассказывая о Герасиме?

     Вспомним! Гипербола -  сильное преувеличение.
    
     — Найдите примеры гиперболы в тексте и подчеркните.

     Подведём итоги!  Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой — один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой. Но это предмет разговора на следующих уроках.
 
    Проверьте себя!  Мышкой перетаскивайте события и располагайте их в нужном порядке.
 
 
     Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Каким я представляю себе Герасима?»

    Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.