Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4549

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Н. А. Некрасов «Зелёный шум»

Дорогие ребята!

Сегодня на уроке мы выявим гуманистическую идею стихотворения Николая Алексеевича Некрасова, проявляющуюся в изображении стремления простого человека, наделенного высокими нравственными качествами, к душевной гармонии.


Нравственная философия Н.А. Некрасова вырастала из глубинной народности его мировоззрения и творчества. В его поэзии трансформированы народные причитания, сказочно-мифологические образы, символика обрядовой и бытовой лирики, народные верования, приметы, гадания, рассказы о вещих снах, встречах, предзнаменованиях. Поэтика сказки, былины, лирической песни помогает Некрасову раскрыть народную жизнь изнутри, придать высокий поэтический смысл «прозаическим» реалиям повседневного крестьянского быта. Поэт касается сокровенных пластов нравственной культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Эту уверенность в мужестве, духовной стойкости и нравственной красоте русского крестьянина поддерживало в Некрасове постоянное общение с русским мужиком. После смерти отца в 1862 году Некрасов не порывал связи с родным его сердцу ярославско-костромским краем. Близ Ярославля он приобрел в мае 1862 года усадьбу Карабиха и каждое лето наезжал сюда, проводя время в охотничьих странствиях с деревенскими друзьями. 


Здесь появился «Зеленый Шум» (1862—1863) — стихотворение о весеннем чувстве обновления. Игровая песня украинских девушек, оказавшая известное воздействие на «Зеленый Шум», была напечатана в 1856 году в «Русской беседе» с комментариями этнографа и ботаника М.А. Максимовича, которая, как видно из сличения ее текста и стихов Некрасова, произвела на поэта большое впечатление. Образы некрасовской весны подсказаны украинской народной песней.

Откройте тетрадь по литературе, запишите дату и тему урока. 

Прочитайте стихотворение "Зелёный шум" в учебнике на странице 65.

Прослушайте отрывок в исполнении А. Пожарова.

  • Какие контрастные образы возникают в стихотворении? 
Образ весеннего шума противопоставлен образу зимы косматой. Выпишите слова и словосочетания, соотнесенные с этими образами.



  • Каков образ весны в стихотворении и приемы его создания?
  • Почему после гармонической картины весны в первой части стихотворения вновь повторяется рефрен?
  • В каких словах передано отношение лирического героя к «обманщице»? Каково оно?
  • Как характеризует героиню ее признание в неверности? 
  • Почему лирический герой задумал убийство?
  • Каковы различия в изображении весны в первой и второй частях стихотворения?
  • О чем говорит эта песнь весны?
Приведите примеры народно-поэтической речи в данном тексте. Заполните вторую часть таблицы цитатами.



Вывод. Весна спасает человека от преступления, которое мучало бы его еще сильнее, чем стыд. Зеленый шум оказался сильнее голоса жестокой зимы. Гармония в природе требует мира и в человеческой душе. Человек из народа способен наслаждаться красотой природы, отдаться зову человечности, и это ведет читателя к признанию его высоких душевных качеств. Такова гуманистическая идея стихотворения.

Домашнее задание. Выучить отрывок из стихотворения "Зелёный шум" Н.А. Некрасова наизусть.

Ещё раз прослушайте его.

                           

P.S. Во вторник нужно рассказать 2 стихотворения: "Внимая ужасам войны ..." и "Зелёный шум".

Спасибо за работу!