Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Форма входа

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4353

Статистика

Закладки

Чат

Б. Житков "Механик Салерно".

Оставаться человеком при любых обстоятельствах

 

Добрый день, ребята!

На уроке вы познакомитесь с биографией Бориса Степановича Житкова, продолжите работу с рассказом "Механик Салерно" и сравните его с рассказом Дж. Лондона "Любовь к жизни".

Посмотрите фильм

Составьте 5 вопросов по фильму и запишите в тетрадь по литературе.

Море и жизнь моряков – одна из излюбленных тем в творчестве Б. Житкова. Его сестра вспоминала: «Больше всего он любил писать о море. В его морских рассказах основное – это правда. Он писал о том, что видел, что сам слышал, что сам пережил. Его герои – живые люди; не портреты, конечно, но выросли они из истинных происшествий, из были. Море Житкову было родным, близким, он знал его и злым, и мирным и очень любил. Рассказы о море писал моряк Житков».

Рассказ "Механик Салерно" впервые был опубликован в 1932 г. в сборнике "Морские истории»  под названием «Было давно». Во всех последующих изданиях название было другим: «Механик Салерно». Подумайте, почему Борис Житков изменил название рассказа?

На прошлом уроке мы начали составлять план произведения.

  1. Кочегар обнаружил горячий пол на корабле.
  2. Кочегар сообщает механику Салерно.
  3. «Нельзя, чтобы началась паника».
  4. Любопытный пассажир.
  5. Надоедливый пассажир – «спичка в соломе».
  6. Капитан собирает матросов и кочегаров.
  7. Наказ  матросам – делать плоты.
  8. Капитан выкинул назойливого пассажира за борт.
  9. Особое задание для Гропани – развлекать пассажиров.
  10. Утренние игры на палубе.

Работа в рабочей тетради

Откройте тетрадь на печатной основе (страница 14).

II. 1. Допишите план рассказа и проследите за развитием действия.

План рассказа Развитие действия Основное событие
     

Известно, что писатель Виктор Шкловский отозвался о рассказе так: «Есть у Б. Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в "Механике Салерно" посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, – сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха». Согласны ли вы с подобным утверждением?

  • Какие действия капитана (команды) можно назвать неоднозначными?
  • Кто по национальности герои рассказа? Как вы думаете, почему, когда читаешь рассказ, не обращаешь внимания на национальную принадлежность его героев?
  • Как ведёт себя механик Салерно в трагической ситуации? Чувствует ли он свою вину?
  • Как вы поняли смысл заключительных фраз рассказа?
  • Почему, с вашей точки зрения, пропал старик Салерно?
  • Подготовил ли нас автор к такому финалу?

Запишите в тетрадь по литературе                                                                

  1. Идея рассказа не только в том, что ради спасения людей надо идти на жертвы.
  2. Экстремальная ситуация диктует свои условия, неприемлемые для мирного времени.
  3. Человек всегда в ответе за свои действия.
  4. Салерно не смог пережить своей вины.
  5. Капитан всегда остаётся на корабле. В этом рассказе вместо капитана на горящем корабле остался Салерно.

Продолжаем работу в рабочей тетради

2. Сравните рассказы Дж. Лондона и Б. Житкова (страница 14).

Рассказы Основное событие Основная цель автора (зачем он об этом рассказывает)
"Любовь к жизни"    
"Механик Салерно"    

Сделайте вывод.

Обоих писателей в первую очередь волнует не подробное описание какого-то события, а _______

5. Повествование в рассказе ведётся не от лица героя, а как бы со стороны. Но мы чуствуем в рассказе присутствие автора, видим его отношение к героям (страница 16).

Кому из героев автор

сочувствует? _______________________________________________________________________

симпатизирует? _____________________________________________________________________

Кого автор осуждает? ________________________________________________________________

К кому относится с уважением? ________________________________________________________

Объясните свою точку зрения, посмотрите, как и что пишет автор о герое.

Запишите, каким вы представляете себе автора рассказа, что это за человек.