Б. Житков "Механик Салерно".
Оставаться человеком при любых обстоятельствах
Добрый день, ребята!
На уроке вы познакомитесь с биографией Бориса Степановича Житкова, продолжите работу с рассказом "Механик Салерно" и сравните его с рассказом Дж. Лондона "Любовь к жизни".
Посмотрите фильм
Составьте 5 вопросов по фильму и запишите в тетрадь по литературе.
Море и жизнь моряков – одна из излюбленных тем в творчестве Б. Житкова. Его сестра вспоминала: «Больше всего он любил писать о море. В его морских рассказах основное – это правда. Он писал о том, что видел, что сам слышал, что сам пережил. Его герои – живые люди; не портреты, конечно, но выросли они из истинных происшествий, из были. Море Житкову было родным, близким, он знал его и злым, и мирным и очень любил. Рассказы о море писал моряк Житков».
Рассказ "Механик Салерно" впервые был опубликован в 1932 г. в сборнике "Морские истории» под названием «Было давно». Во всех последующих изданиях название было другим: «Механик Салерно». Подумайте, почему Борис Житков изменил название рассказа?
На прошлом уроке мы начали составлять план произведения.
- Кочегар обнаружил горячий пол на корабле.
- Кочегар сообщает механику Салерно.
- «Нельзя, чтобы началась паника».
- Любопытный пассажир.
- Надоедливый пассажир – «спичка в соломе».
- Капитан собирает матросов и кочегаров.
- Наказ матросам – делать плоты.
- Капитан выкинул назойливого пассажира за борт.
- Особое задание для Гропани – развлекать пассажиров.
- Утренние игры на палубе.
Работа в рабочей тетради
Откройте тетрадь на печатной основе (страница 14).
II. 1. Допишите план рассказа и проследите за развитием действия.
План рассказа | Развитие действия | Основное событие |
Известно, что писатель Виктор Шкловский отозвался о рассказе так: «Есть у Б. Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в "Механике Салерно" посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, – сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха». Согласны ли вы с подобным утверждением?
- Какие действия капитана (команды) можно назвать неоднозначными?
- Кто по национальности герои рассказа? Как вы думаете, почему, когда читаешь рассказ, не обращаешь внимания на национальную принадлежность его героев?
- Как ведёт себя механик Салерно в трагической ситуации? Чувствует ли он свою вину?
-
Как вы поняли смысл заключительных фраз рассказа?
-
Почему, с вашей точки зрения, пропал старик Салерно?
-
Подготовил ли нас автор к такому финалу?
Запишите в тетрадь по литературе
- Идея рассказа не только в том, что ради спасения людей надо идти на жертвы.
- Экстремальная ситуация диктует свои условия, неприемлемые для мирного времени.
- Человек всегда в ответе за свои действия.
- Салерно не смог пережить своей вины.
- Капитан всегда остаётся на корабле. В этом рассказе вместо капитана на горящем корабле остался Салерно.
Продолжаем работу в рабочей тетради
2. Сравните рассказы Дж. Лондона и Б. Житкова (страница 14).
Рассказы | Основное событие | Основная цель автора (зачем он об этом рассказывает) |
"Любовь к жизни" | ||
"Механик Салерно" |
Сделайте вывод.
Обоих писателей в первую очередь волнует не подробное описание какого-то события, а _______
5. Повествование в рассказе ведётся не от лица героя, а как бы со стороны. Но мы чуствуем в рассказе присутствие автора, видим его отношение к героям (страница 16).
Кому из героев автор
сочувствует? _______________________________________________________________________
симпатизирует? _____________________________________________________________________
Кого автор осуждает? ________________________________________________________________
К кому относится с уважением? ________________________________________________________
Объясните свою точку зрения, посмотрите, как и что пишет автор о герое.
Запишите, каким вы представляете себе автора рассказа, что это за человек.