Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Форма входа

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4355

Статистика

Закладки

Чат

Художественная идея стихотворения Н.А. Некрасова

"Размышления у парадного подъезда" 

Здравствуйте, ребята!

На уроке вы выявите художественную идею стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», познакомитесь с особенностями и образами поэзии Н.А. Некрасова.

Посмотрите видеофильм о Николае Алексеевиче Некрасове.

Н.А. Некрасов  остро ощущал приближение перемен в русской жизни. В отличие от других писателей-реалистов XIX в. поэта интересовала не столько психология отдельной личности, сколько жизнь народа в целом, и прежде всего крестьянства, его духовное пробуждение. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) — одно из самых значительных поэтических произведений Некрасова.

Прослушайте стихотворение

  • Какие картины жизни России XIX в. противопоставлены в стихотворении?
  • На какие части можно условно разделить стихотворение?

Запишите название частей в тетрадь по литературе.

В основе стихотворения — прием контраста. Трижды автор переходит от богатства к миру нищеты. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные мира сего.

  • Каков парадный подъезд в праздничные дни?

Целый город приезжает к подъезду вельможи, чтобы засвидетельствовать свое почтение.

  • Какой смысл в контексте стихотворения приобретает риторическое восклицание «Что подумаешь, в том их призванье!»?
  • Меняется ли картина в будние дни? 
  • Какие детали портрета героев позволяют представить судьбу деревенских людей?
  • Как называет их лирический герой? Почему?

У Некрасова крестьяне названы высоким словом пилигримы, что подчеркивает значительность их путешествия и страдания.

Пилигрим - странствующий богомолец; то же, что паломник.

Мужики уходят, «солнцем палимы», — значит, давно взошло солнце, день в разгаре, а вельможа, уставший от «волокитства, обжорства, игры», еще объят сном.

Обращаясь к владельцу роскошных палат, автор восклицает: «Пробудись!» Главное место в описании вельможи занимает само слово «сон». В нем сочетаются прямое и переносное значения. Вельможа спит, он «объят» сном в тот момент, когда к парадному подъезду подошли крестьяне. Призыв поэта «Пробудись! Есть еще наслаждение» — пробуждение от сна в прямом смысле. Есть и второе значение — переносное. Вся жизнь вельможи, наполненная праздностью, обжорством, волокитством, — сон. Человек спит наяву. Потому-то в тексте и появляется глагол «очнуться», синонимичный глаголу «пробудиться». Третье значение тоже переносное и, хотя связано с той же темой сна («ты уснешь, окружен попечением // Дорогой и любимой семьи»), антонимичное второму. На этот раз со сном ассоциируется уже не жизнь вельможи, а его будущая смерть.

Призывы к пробуждению во имя народного блага вельможа считает забавой «щелкоперов». Слово имеет негативный подтекст и передает высокомерие героя по отношению к обличителю. Безмолвие вельможи мнимое. Он не только отвечает на страстные упреки лирического героя, но и оскорбляет его. Для вельможи он — один из безликой армии «щелкоперов», которые, дескать, кричат вразнобой о народом благе, суетятся, спекулируют на теме народных страданий. Такова снисходительно-ироническая точка зрения вельможи на «Некрасовых», и поэт ее не утаивает. Лирический герой и персонаж поэмы взаимно беспощадны.

Кроме вельможи и крестьян в «Размышлениях..» присутствует лирический герой, чья позиция близка к авторской. Найдите в тексте указания на присутствие автора.

  1. «Раз я видел...» Некрасов видел сцену у парадного подъезда: он стоял у окна своей спальни, выходящего на Литейную, на другой стороне улицы был тот самый подъезд, к которому подошли крестьяне.
  2. «Впрочем, что ж мы...», «...Щелкоперов забавою // Ты народное благо зовешь...».

В первом случае автор пользуется формой личного местоимения 1-го лица единственного числа — я, во втором — формой множественного числа — мы, что вполне согласуется с ироническим тоном в свой адрес. Более всего авторская ирония заметна в названии, обращенном к самому себе, - щелкопер.

  • Какое слово поэт чаще других употребляет в финале «Размышлений...»?
  • Чего достигает Н.А. Некрасов многократным употреблением этого слова в одном стихотворении?

Слово «стонет» употреблено пять раз. Так автор подчеркивает безысходность народного горя.

Своеобразным лирическим отступлением в стихотворении являются строки о Волге.

  • Какую роль они выполняют? 
  • В каком фрагменте стихотворения возникает образ моря?

Поэт подчеркивает, что горе народное безбрежно, как широкая река.

Развитию народной темы сопутствует мотив стона. Слова «стон», «стонать», а также близкие по значению («мука», «скорбь») образуют лексическую группу, в которой концентрируется главная мысль автора о народе: «где народ, там и стон». Оканчивая жизнеописание вельможи, автор предсказывает: «Ты уснешь...» Заключая же свое обращение к народу, поэт вопрошает: «Ты проснешься ль?..»

  • Чему способствует такой контраст?
  • Как вы понимаете концовку стихотворения?

Это - обращение к народу с призывом пробудиться от векового рабского сна, подобного смерти.

Тест

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения "Размышления у парадного подъезда".