Художественная идея стихотворения Н.А. Некрасова
"Размышления у парадного подъезда"
Здравствуйте, ребята!
На уроке вы выявите художественную идею стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», познакомитесь с особенностями и образами поэзии Н.А. Некрасова.
Посмотрите видеофильм о Николае Алексеевиче Некрасове.
Н.А. Некрасов остро ощущал приближение перемен в русской жизни. В отличие от других писателей-реалистов XIX в. поэта интересовала не столько психология отдельной личности, сколько жизнь народа в целом, и прежде всего крестьянства, его духовное пробуждение. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) — одно из самых значительных поэтических произведений Некрасова.
Прослушайте стихотворение
- Какие картины жизни России XIX в. противопоставлены в стихотворении?
- На какие части можно условно разделить стихотворение?
Запишите название частей в тетрадь по литературе.
В основе стихотворения — прием контраста. Трижды автор переходит от богатства к миру нищеты. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные мира сего.
- Каков парадный подъезд в праздничные дни?
Целый город приезжает к подъезду вельможи, чтобы засвидетельствовать свое почтение.
- Какой смысл в контексте стихотворения приобретает риторическое восклицание «Что подумаешь, в том их призванье!»?
- Меняется ли картина в будние дни?
- Какие детали портрета героев позволяют представить судьбу деревенских людей?
- Как называет их лирический герой? Почему?
У Некрасова крестьяне названы высоким словом пилигримы, что подчеркивает значительность их путешествия и страдания.
Пилигрим - странствующий богомолец; то же, что паломник.
Мужики уходят, «солнцем палимы», — значит, давно взошло солнце, день в разгаре, а вельможа, уставший от «волокитства, обжорства, игры», еще объят сном.
Обращаясь к владельцу роскошных палат, автор восклицает: «Пробудись!» Главное место в описании вельможи занимает само слово «сон». В нем сочетаются прямое и переносное значения. Вельможа спит, он «объят» сном в тот момент, когда к парадному подъезду подошли крестьяне. Призыв поэта «Пробудись! Есть еще наслаждение» — пробуждение от сна в прямом смысле. Есть и второе значение — переносное. Вся жизнь вельможи, наполненная праздностью, обжорством, волокитством, — сон. Человек спит наяву. Потому-то в тексте и появляется глагол «очнуться», синонимичный глаголу «пробудиться». Третье значение тоже переносное и, хотя связано с той же темой сна («ты уснешь, окружен попечением // Дорогой и любимой семьи»), антонимичное второму. На этот раз со сном ассоциируется уже не жизнь вельможи, а его будущая смерть.
Призывы к пробуждению во имя народного блага вельможа считает забавой «щелкоперов». Слово имеет негативный подтекст и передает высокомерие героя по отношению к обличителю. Безмолвие вельможи мнимое. Он не только отвечает на страстные упреки лирического героя, но и оскорбляет его. Для вельможи он — один из безликой армии «щелкоперов», которые, дескать, кричат вразнобой о народом благе, суетятся, спекулируют на теме народных страданий. Такова снисходительно-ироническая точка зрения вельможи на «Некрасовых», и поэт ее не утаивает. Лирический герой и персонаж поэмы взаимно беспощадны.
Кроме вельможи и крестьян в «Размышлениях..» присутствует лирический герой, чья позиция близка к авторской. Найдите в тексте указания на присутствие автора.
- «Раз я видел...» Некрасов видел сцену у парадного подъезда: он стоял у окна своей спальни, выходящего на Литейную, на другой стороне улицы был тот самый подъезд, к которому подошли крестьяне.
- «Впрочем, что ж мы...», «...Щелкоперов забавою // Ты народное благо зовешь...».
В первом случае автор пользуется формой личного местоимения 1-го лица единственного числа — я, во втором — формой множественного числа — мы, что вполне согласуется с ироническим тоном в свой адрес. Более всего авторская ирония заметна в названии, обращенном к самому себе, - щелкопер.
- Какое слово поэт чаще других употребляет в финале «Размышлений...»?
- Чего достигает Н.А. Некрасов многократным употреблением этого слова в одном стихотворении?
Слово «стонет» употреблено пять раз. Так автор подчеркивает безысходность народного горя.
Своеобразным лирическим отступлением в стихотворении являются строки о Волге.
- Какую роль они выполняют?
- В каком фрагменте стихотворения возникает образ моря?
Поэт подчеркивает, что горе народное безбрежно, как широкая река.
Развитию народной темы сопутствует мотив стона. Слова «стон», «стонать», а также близкие по значению («мука», «скорбь») образуют лексическую группу, в которой концентрируется главная мысль автора о народе: «где народ, там и стон». Оканчивая жизнеописание вельможи, автор предсказывает: «Ты уснешь...» Заключая же свое обращение к народу, поэт вопрошает: «Ты проснешься ль?..»
- Чему способствует такой контраст?
- Как вы понимаете концовку стихотворения?
Это - обращение к народу с призывом пробудиться от векового рабского сна, подобного смерти.
Тест
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения "Размышления у парадного подъезда".