Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

 
 
 
Образование деепричастий
 
    
    Здравствуйте, ребята!
 
     Сегодня мы познакомимся с образованием деепричастий и повторим знаки препинания при деепричастных оборотах.
 
    1. Разминка. Выполните тест.

Тест по теме «Запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах»

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мать выпустила Прохора (1) и (2) горько заплакав (3) ушла. (В.Шишков)

    1,2
    2,3
    1,3
    1,2,3

     
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Черная дуга высоко вырезывалась в небе (1) и (2) качаясь (3) задевала звезды. (И.Бунин)

    1,3
    1,2
    2,3
    1,2,3

     
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Белые гуси (1) с металлически-звонкими криками (2) распустив крылья (3) и (4) шумно бороздя воду (5) тяжело шарахнулись в тростники. (И.Бунин)

    1,2,4,5
    2,5
    2,3,5
    2,3,4

     
  4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Секретарь (1) стараясь не проронить (2) ни слова (3) быстро чертил на пергаменте слова. (М.Булгаков)

    1,3
    1,2
    2,3
    1,2,3

     
  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сухой степной ветер все усиливался (1) разгоняя (2) в ярком весеннем небе (3) белые облака (4) делая даль бесконечной. (И.Бунин)

    1,3
    2,4
    1,3,4
    1,4

     
 

    
 
      2. Запишите 2 предложения в тетради, графически объясните постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Определите вид деепричастий и суффиксы, с помощью которых они образованы.

1) Мальчик бежал сломя голову, не разбирая дороги и не оглядываясь назад.
2) Князь остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты.
 
     3. Проверьте ОК в лингвистической тетради.
 
     Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие и отвечают на вопрос что делая?
 
 
 
глядим + -я => глядя
 
     Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие и отвечают на вопрос что сделав?

 

крикнуть + -в, -вш => крикнув, крикнувши
 
     4. Закрепление материала.
 
     а) Распределите данные деепричастия и причастия в два столбика. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

     Прикле...вши, завис...вший, (не) увид...вши, (не) постро...в, (не)навид..вший, (не)навид...вши, посе...вши, разве...вший, почу...в, (не) раста...в, (не) отта...вшие.
  • Объясните НЕ с деепричастиями и причастиями.
    б) Спишите, раскрывая скобки, преобразуя глаголы в деепричастия и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения.

     1. (Не) (разбить) ореха (не) с...ешь ядра.
     2. Делай великое (не) (обещать) великого. (Пифагор.)
     3. (Не) (воспитывать) волю вы ослабляете её.
     4. (Не) (поработать) (не) отдохнёшь.
 
    5. Работа с учебником.
 
     Откройте учебник на стр. 174. Выполните упражнение №289.
 
     Спасибо за работу!
 
     Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.