Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Форма входа

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4345

Статистика

Закладки

Чат

 
Нартский эпос.
Предание "Как Бадыноко победил одноглазого великана".
 
Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока.
 
1. Предание как жанр.
 
    Предание — произведение устного народного творчества прозаической формы, в котором повествуется о достоверных событиях истории, дея­ниях реально живших людей, происхождении названий городов, сел, уро­чищ, курганов и пр. Для предания характерны стремление дать чудесное объяснение событиям и фактам, а также обращенность в прошлое.
   Вымысел в предании не принимается за выдумку, и у читателя остает­ся ощущение, что все, о чем говорится, было в действительности.
   Вследствие тесной связи с краем, где ходили предания, в них предстает прежде всего местная история.
   Каждое предание тяготеет к обобщенным оценкам. Они определяются людскими симпатиями и антипатиями.
   Предания можно разделить на три группы
 
  
    Мифические — рассказы о богах, небе, душе, нечистой силе, святых и пр.; натуралистические — о происхождении растений, животных, рыб, о необычных людях — одногла­зых, псоголовых, о фантастических животных и пр.; исторические. Исто­рические, в свою очередь, оказались разбитыми на подгруппы:
  • географи­ческие предания, объясняющие происхождение названий;
  • предания о вещественных памятниках — о кладах, монастырях, могильниках и пр.;
  • предания об обычаях и обрядах народа;
  • предания об исторических событиях и исторических лицах;
  • предания о генеалогии народностей; наконец, предания о полезных ископаемых.
 
2. Откройте рабочую тетрадь на стр. 9, выполните задание 1. Заполните правую часть таблицы.
 
3. Это интересно!
 
     Нартский эпос эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляют сказания о происхождении и приключениях геро­ев-богатырей (нартов). Существует прежде всего у абхазо-адыгских наро­дов и у осетин в прозаической и стихотворной форме.
    Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII вв. до н. э., а в XIII—XIV вв. разрозненные сказания стали объединяться в ци­клы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
    Происхождение слова нарт объясняют по-разному: от иранского слова нар (мужчина), осетинского «нэе арт» (наш огонь), древнеиндийского кор­ня нрт (плясать), монгольского корня пара — солнце. Слово нарт образо­вано из этого слова с добавлением суффикса «-т», который является указа­телем множественного числа существительных в осетинском языке.
    Многие языковеды утверждают, что народом-создателем эпоса явля­ются осетины. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Тем не менее споры о народе-создателе ведутся в науке до сих пор, и поэтому нартские сказания необходимо рассматривать как единый общекавказский памятник древней эпиче­ской поэзии.
    В кабардинском эпосе существует герой — Бадыноко. Еще в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне: Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь. ... Спи, мое счастье, храбрый мой львенок, Славен и звонок будет твой путь. Будешь ты светом рода людского...
    Бадыноко прежде всего — защитник родной земли, беспримерно храб­рый, суровый воин, «гроза чинтов» — извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свире­пым разорителям нартской земли, «уничтожившим все живое». В эпосе подчеркивается скромность Бадыноко, его открытый, неподкупный нрав, его честность и благородство. Защитив страну нартов от нашествия врага, он удаляется от изъявлений благодарности.
    При всей суровости Бадыноко в нем живет любовь к людям. Эпос не только отмечает достоинства Бадыноко, но и осуждает его некоторую над­менность, стремление биться с врагом в одиночку.
    Наиболее крупным собирателем нартских сказаний был Казн Атажу-кин, который в 1864 г. составил на русской графической основе кабардин­ский алфавит и, впервые в истории кабардинского народа, издал на род­ном языке несколько сказаний нартов.
 
4. Запишите ответы на вопросы в тетради по литературе.
 
  • Когда появился нартский эпос?
  • Объясните значение слова нарт. 
  • Каковы качества характера Бадыноко?
                                                                                       
 
5. Исследовательская работа с текстом.
 
    Найдите в тексте предания о Бадыноко цитаты, соответствующие эпизодам мифа «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Заполните в рабочей тетради на стр. 10 вторую часть таблицы по образцу.
 
    Ответьте на вопросы 5, 6 на стр. 13 (в рабочей тетради).
 
    Домашнее задание.
 
1. Прочитать «Сказку о молодильных яблоках и живой воде».
2. Выписать из текста сказки афористические и крылатые выражения, обороты речи, свойственные русским народным сказкам, а также названия волшебных предметов (стр. 15-16 в рабочей тетради, задания 3, 4, 5).
3. Подготовить презентации: 1 ряд - о Бабе Яге; 2 ряд - об Иване-царевиче; 3 ряд – о символическом значении яблока.