Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4549

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

 Подготовка к  сочинению-рассказу

от лица очевидца обороны Севастополя

(по рассказу «Севастополь в декабре месяце»).

 

Здравствуйте, ребята!   

На уроке вы выявите особенности изображения военных событий в рассказе, скромность, искренность, мужество, душевное величие и стойкость простого русского солдата в изображении Л.Н. Толстого, а  также подготовитесь к сочинению.

В своем рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой не дал картины сражения 5 октября, но все произведение пронизано его отзвуками. Герои рассказа — люди, одержавшие серьезную, решительную победу над врагом. Их стойкость и уверенность в своих силах имеют фактическую основу.

«Севастополь в декабре месяце» был напечатан в июньском «Современнике» (за 1855 г.). Сюжетной канвой второго севастопольского рассказа стали события, произошедшие через полгода после приезда Л.Н. Толстого в город. Последние дни героической обороны показаны в третьем севастопольском рассказе.

В печати появились похвальные отзывы о первом севастопольском рассказе Толстого. Севастопольская кампания предстала перед русским обществом в совершенно ином виде. Писатель не говорил громких фраз, не приукрашивал действительность. Во всем чувствовалась исключительная правдивость и достоверность.

Если сравнить изображение Полтавской битвы в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и изображение картин Крымской войны, то мы увидим, что описания различны. Толстой показывает войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а... в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...».

Автор как бы ведет читателя по Севастополю, показывает его в утренние часы. Описание утра воссоздает атмосферу настороженного ожидания грядущих событий. В финале рассказа описание вечера подчеркивает будничность происходящего. Новые жизненные обстоятельства, трудности, вызванные войной, стали для жителей осажденного города привычными условиями, и люди в этих труднейших условиях живут своей обычной жизнью.

Л.Н. Толстой обращает внимание на серые, будничные, казалось бы, совсем непримечательные, негероические картины. О необычном говорится как об обычном, а будничное, повседневное несет в себе героическое. Писатель описывает выражение лиц севастопольцев.

  • На какую деталь обращает внимание автор?

Прочитайте отрывок от слов «Но вглядитесь ближе в лица этих людей...» до слов «...и вида и звуков с Северной стороны».

  • Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем ее выражении».
  • Что подчеркивает Л.Н. Толстой, изображая старого исхудалого солдата, белокурого, с бледным лицом человека, старого солдата, который меняет белье, матроску, матроса, у которого вырвана часть груди?
  • Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера: «...исполняет свое дело, какое бы оно ни было».

Толстой называет госпиталь «домом страданий». Война — это кровь, страдания, смерть. Именно поэтому Толстой начинает описание событий с госпиталя.

Задание 1.

Перечитайте эпизоды: а) «В госпитале»; б) «На Четвертом бастионе».

Воспользуйтесь планом:

- портрет героя;

- участие в обороне Севастополя;

- отношение к герою автора.

Подготовьте к следующему уроку рассказы по вариантам:

1 вариант — старый матрос.

2 вариант - белокурый человек с бледным лицом.

3 вариант -  старый солдат.

4 вариант - матроска.

5 вариант - матрос, у которого вырвана часть груди.

В центре внимания Толстого — человек с его внутренним миром и переживаниями. Раскрывая типичный характер солдата и матроса, Толстой подчеркивает их естественность, скромность.

Писатель создает коллективный образ защитников Севастополя, передает их  общее настроение, психологию. Солдаты и матросы живут в землянках, ходят по грязи, прежде чем подойти к орудию, стать на место убитого или раненого товарища, засовывают трубки в карманы, дожевывают сухари.

В рассказе не упоминаются имена знаменитых полководцев — героев Севастополя. Народ — главный герой севастопольской эпопеи и главный герои первого севастопольского рассказа Толстого. Причина стойкости духа защитников города — любовь к родине. Идея народного патриотизма прозвучала в рассказе с огромной силой.

Л.Н. Толстой восхищен скромностью, искренностью, мужеством простого солдата. Правда, которую Толстой увидел в осажденном городе и о которой говорит в рассказах, — это душевное величие и стойкость русского человека. И главное — это «убеждение в невозможности взять Севастополь и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа».

В рассказе воссоздана обобщенная картина событий. Обращение к читателю напрямую, повествование от лица рассказчика делают картину максимально достоверной.

Такое изображение войны шло вразрез  с мнением правительства. А слова Толстого «поколебать где бы то ни было силу русского народа» цензор заменил выражением «поколебать силу России».

В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой высказал свое мнение о русском солдате, резко расходящееся с тем, которое было дано в его проекте реорганизации армии. То новое, что сказал Толстой о русском солдате, открылось перед ним во время боев за Четвертый бастион, участником которых он стал сам.

В первом севастопольском рассказе обличительная линия только  намечается. Она получит свое развитие в двух следующих рассказах – «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года», которые были задуманы и написаны как цикл, объединенный общим идейным замыслом.

Задание 2.

Письменно составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта по плану:

  1. Выбрать героя, от имени которого будет идти повествование.
  2. Найти факты, эпизоды, свидетелем и участником которых было действующее лицо – автор повествования.
  3. Расположить отобранные факты, эпизоды во временной последовательности в их связи с судьбой рассказчика.
  4. Использовать в сочинении цитаты из произведения.

Объём сочинения - 2-2,5 тетрадные страницы.

Спасибо за работу!