Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

 
Учебно-методический комплекс под редакцией В.И. Сахарова, С.А. Зинина
 
 
 
     Учебники «Русская литература ХIХ века. 10 кл.» (авт. В.И. Сахаров, С.А. Зинин) и «Русская литература ХХ века. 11 кл.» (авт. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин), выпущенные издательством «Русское слово», базируются на программе для старших классов С.А. Зинина и В.А. Чалмаева и содержат развернутую картину развития отечественной литературы на протяжении двух эпох. В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского идр.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь), углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования, авторы тематически связали материал вводного обзора с содержанием концентра 9 класса, включающего развернутые разделы по творчеству упомянутых писателей). В том случае, если в 9 классе не были изучены такие произведения русской классики, как «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Мертвые души» Н.В. Гоголя (в соответствии сустановками конкретной программы), то этот материал изучается в рамках названных обзоров с добавлением часов, предназначенных для дополнительных курсов по выбору.
     Существенно переосмыслены авторами структура и содержание курса литературы ХХ века. Авторы стремились избежать «перекосов» в соотношении различных пластов литературы XX столетия (реализм и модернизм, эмигрантские и советские авторы и т.д.). В учебник введены новые разделы, такие, как «Парижская нота русской поэзии», «Новейшая проза и поэзия 80—90-х гг.», «У литературной карты России». Обзорные и монографические разделы курса, взаимно дополняя друг друга, отражают общую динамику развития отечественной литературы на фоне великих исторических свершений и катаклизмов.
     Богатый историко-литературный материал, широко и разнообразно представленный в обоих учебниках, организован в соответствии с задачей двухуровневого его использования, т.е. варьирования в зависимости от специфики класса. Включая необходимый объем базовых знаний по предмету, каждый из названных учебников дает учителю возможность планирования материала на профильном уровне, предполагающем более детальное, углубленное изучение историко-литературного курса. Наличие в учебниках разноуровневого материала не означает его жесткого разведения — напротив, «базовые» и «профильные» структурно-смысловые блоки имеют взаимопроникающий характер. Иными словами, учитель, преподающий в классе с непрофильным обучением предмету, волен использовать материал повышенной сложности по своему усмотрению, согласуя его с возможностями учащихся. То же относится и к конкретному ученику непрофильного класса, проявляющему яркие способности в области предмета и испытывающему потребность в расширении своего читательского кругозора. Учебники нового поколения призваны дать старшекласснику возможность выбора траектории освоения знаний, обеспечить его право на индивидуально-творческое погружение в то общее «поле культуры», которое формирует духовный мир личности в ее связи с общенациональной традицией.