Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4382

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

 
 
Н.А. Некрасов "Тройка"
 
     Здравствуйте, ребята!

     Сегодня вы познакомитесь с фольклорной основой произведения Н.А. Некрасова «Тройка», выявите авторскую позицию в стихотворении, а также  проведёте самостоятельную ис­следовательскую работу с текстом.

     Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка» впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1847 г. Современники высоко оценили это произведение. В начале 1847 г. Н.П. Огарев писал Т.Н. Грановскому: «Тройка» Некрасова — чудесная вещь. Я ее читал раз десять». Стихотворение неоднократно положено на музыку (композиторы А.И. Дюбюк, М.В. Коваль и др.). Романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и ее сердечной «тревоги».
 
     Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ям­щицким песням, в которых возникали образы одинокой героини, окру­женной «веселыми подругами», нелюбимого мужа и злой свекрови.
 
     Рассмотрите репродукцию картины И. Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу...».
 
 
  • Найдите в тексте описание портрета героини, определите черты сходства с героиней полотна И. Глазунова.
  • Послушайте первое и второе четверостишия.
  • Вы заметили, что стихотворение начинается вопросами? Это вопросы — упреки (что жадно глядишь? зачем бежишь?). Автор с сожалением и иронией замечает волнение героини (знать, забило сердечко тревогу), понимает, что душа девушки полна надежды на счастье, которо­му не дано осуществиться.
  • Как вы думаете, знает ли героиня о том, что ее ждет в будущем? Она знает о нелегкой судьбе крестьянки, но лирическая героиня так молода, так красива! Девушка напряженно всматривается в даль, как будто пытаясь обмануть судьбу.
  • Что значит для нее тройка, мчащаяся по дороге? Стремительная тройка для героини — символ перемен, сказочная сила которая перенесет ее в счастливое будущее.
      Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях. Это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье.
  • Почему в стихотворении Некрасова возникает образ корнета? Корнет для героини — сказочный принц, который непременно должен сделать ее счастливой.
     Стихотворение Н.А. Некрасова можно условно разделить на две части. В первой говорится о красоте героини, о ее заветной мечте стать счастливой; во второй речь идет о нелегкой судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки.
 
     Послушайте фрагмент стихотворения, в котором звучит отношение лирического героя к крестьянке.
 
 
     Лирический герой врсхищается красотой девушки.
 
     Исследовательская работа с текстом.
     Выпишите из текста слова и сочетания слов, позволяющие представить облик красавицы.
 
  • Знаете ли вы, что обозначает слово дикарка? Дикарка— застенчивая, избегающая людей девушка.
  • Почему лирический герой так называет девушку?
  • Каких сказочных героинь напоминает эта девушка? Вспомните сказки А.С. Пушкина.
  • Каким чувством наполнены строчки: «Поживешь и попразднуешь вволю, / Будет жизнь и полна и легка»?
  • Как связаны и разделены между собой первая и вторая части стихотво­рения?
    Первая и вторая части связаны образом лирической героини и проти­вопоставлены как мечта и действительность.
    Прослушаем следующий фрагмент стихотворения.
 
 
 
     Исследовательская работа с текстом
     Выпишите слова и сочетания слов, которые рисуют облик героини в бу­дущем. 
  • Свидетельством каких внутренних изменений стали перемены во внешности героини?
  • Каково значение строчки «ничем не согретая грудь»? Героиня измучена жизнью, она потеряла надежду, согревавшую ее душу в юности.
  • Как изображается жизнь в семье героини? Бьет муж-привередник, гнет в три погибели свекровь. Крестьянка ни­чего не знает, кроме изнурительного труда.
  • Объясните смысл фразы: «Выраженье тупого терпенья / И бессмыслен­ный, вечный испуг».
  • Какова жизнь героини? 
     Героиня принимает такую жизнь как раз и навсегда установленный по­рядок вещей. Она и не пытается размышлять о справедливости законов, по которым живут многие поколения русских людей.
  • Смерть героини — трагедия или закономерный финал ее жизни?
  • Почему два последних четверостишия начинаются с отрицания?
  • Что скрывается за призывом лирического героя?
  • Почему героине не суждено нагнать бешеную тройку?
  • Каково значение фразы «кони крепки, сыты и бойки, / И ямщик под хмельком»?
     Бешеная тройка — это совсем другой мир, полный счастья и довольства. Реальность крестьянской жизни наполнена тяжелым трудом и лишениями.
 
     Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими этому жанру.
 
     Послушайте романс "Тройка" в исполнении Надежды Андреевны Обуховой. Музыка Николая Леонтьева. 


      Итоги урока.
 
    Лирический герой испытывает чувство сострадания и тайного негодо­вания, описывая тяжелую участь крестьянки. В обращениях лирического героя к крестьянке звучит авторская вера в то, что слова, полные иронии и гнева, дойдут до сознания тех, от кого за­висит счастье простых людей.

Краткая информация

     Домашнее задание: прочитать произведение Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".