Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

И.С. Тургенев "Ася". Господин Н.Н. и Гагин.
Русские и немецкие литературные
традиции в повести.
 
Здравствуйте, ребята!
 
Сегодня на уроке вы вспомните некоторые факты жизненного и творческого пути Ивана Сергеевича Тургенева; выявите особенности изображения Германии как важного культурного контекста повести "Ася"; внутреннего сходства господина Н.Н. и Гагина, проявляющегося в нерешительности и бездействии.
 
Откройте тетради по литературе, запишите дату и тему урока.
 
Посмотрите видеоролик "Великий певец великой России".
 
 
Прочитайте в учебнике статью "Творческая история повести «Ася»" (страница 47 часть II).
 
Любовные повести И. С. Тургенева часто называют «элегическими». 
 
 
Например, в пушкинской элегии «Редеет облаков летучая гряда...». 
 
Эта аналогия тем более уместна, что Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе, и пушкинские мотивы пронизывают всю его прозу. Не менее важной была для Тургенева немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И. В. Гёте; не случайно действие «Аси» происходит в Германии, а следующая тургеневская повесть называется «Фауст».
 
Повествование ведется от лица рассказчика,  некоего  Н.  Н.,  который вспоминает годы своей далекой молодости («Дела давно минувших дней...»), и героя — веселого, богатого, здорового и беспечного молодого человека, каким Н. Н. был двадцать лет назад. Сходный прием использован в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Эта форма повествования ограничивает возможности авторского психологического анализа, но дает возможность для непосредственного самоанализа и самораскрытия: Н.Н. постоянно комментирует свои переживания, глядя на себя — после многих лет — со стороны. Его видение, таким образом, более объективное, но в то же время и более лирическое, элегическое.
 
В I главе используется цитата из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»: «Дела давно минувших дней...».
 
Идейно-эстетическую основу близости творчества Тургенева Пушкину очень точно определил М. Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. ...В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства». То же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные «добрые чувства», согласные с тем или другим преходящим веянием, но те простые, всем доступные общечеловеческие «добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».
 
Тургеневский рассказчик не просто излагает свою историю, но и оценивает, судит ее участников и самого себя тогдашнего, сквозь призму после-дующего жизненного и духовного опыта. Уже в начале рассказа возникает предчувствие неизбежно печального финала.
 
Прослушайте отрывок из повести от слов: «Я путешествовал без всякой цели...» до «Грюне Гевёлбе» (страница 5 в учебнике).
 
  • Какова была цель путешествий молодого человека? Найдите в тексте ответ на вопрос.
  • Как это обстоятельство характеризует героя?
Н. Н. незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Он руководствуется в жизни только собственными желаниями. Его привлекает более всего неброский ландшафт, чем так называемые «достопримечательности». В путешествии им движет желание видеть новые лица. Из прошлого героя мы узнаём, что он влюблен — «поражен в сердце одной молодой вдовой», которая жестоко уязвила его, оказав предпочтение краснощекому баварскому лейтенанту. Любовь эта была скорее данью возрасту, но не серьезным, подлинным и сильным чувством: «Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству — чем молодость не тешится! — и поселился в 3.».
  • Почему у героя повести нет полного имени?
Герой повести обозначен просто как господин Н.Н. Этим Тургенев намеренно лишает его ярких индивидуальных черт, чтобы повествование звучало как можно объективнее и чтобы сам автор мог бы незаметно стоять за спиной героя, иногда высказываясь от его лица. Н.Н. — один из русских образованных дворян, и произошедшее с ним каждый тургеневский читатель легко мог применить к себе, а шире — к судьбе каждого из людей.
 
 
В городе Л., который расположился на противоположном берегу Рейна, играет громкая музыка, на площади развеваются флаги. Несмотря на то что герою повести нравится размеренная жизнь городка 3., его притягивает и иной ритм жизни: «Все это, радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед — куда бы то ни было, лишь бы вперед, — это добродушное раздолье меня трогало и поджигало». Важно то, что именно здесь, на «празднике жизни», Н.Н. знакомится с Гагиным и его сестрой Асей.
 
Прослушайте фрагмент повести от слов «Я быстро обернулся...» до слов «...по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается» (глава II, страница 8 в учебнике) и фрагмент главы IV от слов «Я скоро его понял» до слов «...и в эти четыре часа сошлись окончательно» (страница 16 в учебнике).
 
Глава II
Глава IV
Составьте цитатный план портрета Гагина.
  • Что объединяет Гагина и господина Н. Н.?
Н.Н. и его новый знакомый Гагин — мягкие, благородные, обаятельные, европейски образованные люди, тонкие ценители искусства. В жизни они почти не сталкивались с какими-либо трудностями, поэтому их склонность к рефлексии грозит обернуться безволием, нерешительностью, без-действием, противоречивостью.
 
Тургенев начал писать повесть летом 1857 года в Зинциге на Рейне, где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме. «Ася». как и «Записки охотника», созданные под Парижем, считаются наиболее глубоким словом о России в литературе XIX века. Редко в русской литературе встретишь повесть о современности, где само действие происходит в Европе, как в «Асе». Это обстоятельство сказывается на проблематике произведений. 
  • Как изображена Германия в повести? Заполните таблицу.
Выпишите из отрывка от слов «Городок этот мне понравился...» до слов «...флейта свистала бойко» (глава I) слова и словосочетания, воссоздающие образ Германии (страница 6 в учебнике).
 
 
 
Подводим итоги.
 
Германия изображена в «Асе» как мирная, любовно принимающая человека среда. Приветливые, трудолюбивые люди, живописные ландшафты. Маленький немецкий городок привлекает героя своей простотой, тем, что в нем нет ничего «величественного» и «сверхинтересного», а более всего — своей умиротворенностью, которая чувствуется во всем. Не случайно автор описывает его в ночное время суток, когда городок «чутко и мирно» дремлет. 
 
Германия является важным культурным контекстом повести. В атмосфере старинного городка «слово «Гретхен» — не то восклицание, не то вопрос — так и просилось на уста». Гретхен — героиня трагедии И.В. Гёте «Фауст» (первая часть — 1806) и трагедии «Пра-Фауст» (1775), юная, неискушенная девушка строгих правил, живущая с матерью и младшей сестрой. Она полюбила впервые в жизни и не может противиться чувству, готова к самопожертвованию ради любви. Неопытная девушка доверяется Фаусту. Любовь принесла ей душевный взлет, а в результате она оказалась отвергнутой всеми грешницей. Гретхен становится невольной убийцей матери: чтобы мать не мешала любовному свиданию, Мефистофель дает Фаусту вместо снотворного яд. После рождения незаконного ребенка она впадает в безумие и становится детоубийцей. Ее приговаривают к смерти. По убеждению Мефистофеля, она осуждена на вечные муки, но в финале первой части, в последние мгновения жизни раздается голос свыше: «Спасена!» — небеса прощают ту, которая земными законами признана грешницей.
 
По ходу повести Н.Н. читает Гагину и Асе также «Германа и Доротею» Гёте. В другой раз герой читает Гагиным «из Онегина», в связи с которым Ася позднее «задумчиво» заметит: «А я хотела бы быть Татьяной». В этом произведении Тургенев во многом следует пушкинскому образу русской женщины с ее естественными, открытыми и яркими чувствами.
 
Так повесть выстраивается на сопоставлениях как с русской, так и с немецкой литературными традициями.
 
Классические произведения искусства не только помогают раскрыть развитие и драму чувств героев Тургенева, но и в огромной мере стимулируют их возникновение.
 
Рефлексия.
 
Запишите, на каких традициях русской и немецкой литературы выстраивается повесть И.С. Тургенева "Ася".
 
Спасибо за работу!