Любовная лирика М.Ю. Лермонтова
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это "созидающее чувство”, "прекрасное мгновенье”, "божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Любить… но кого же?
На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…, -
размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.
Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического "я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских поэтов, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.
Всякий плакал, кто любил
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил… (поэма "Моряк”)
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил… (поэма "Моряк”)
Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов
Три раза я любил
Любил три раза безнадежно…
Любил три раза безнадежно…
И на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (Ивановский цикл, Сушковский цикл).
В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких. Вспоминает А. Марченко о первых переживаниях юноши: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано! Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату… Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко, как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованию – это было бы мне больно!. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз”.
Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу.
1832 год – 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье.
Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение.
Как? Вы поэта огорчили,
И не наказаны потом?
Три года ровно вы шутили
Его любовью и умом?
Нет, вы не поняли поэта,
Его души печальный сон;
Вы небом созданы для света,
Но не для вас был создан он!
И не наказаны потом?
Три года ровно вы шутили
Его любовью и умом?
Нет, вы не поняли поэта,
Его души печальный сон;
Вы небом созданы для света,
Но не для вас был создан он!
В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.
1832 год: Екатерина Сушкова (Хвостова).
М. Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. Именно здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой. В 1830 году А.М. Верещагина, давняя знакомая Лермонтова, познакомила его с 18-летней Екатериной Сушковой (1812-1868). "Черноокой” называли ее в свете. Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэта. Через 5 лет Лермонтов, уже известный поэт, встретил Сушкову в Санкт-Петербурге. Он решил ей отомстить, вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.
Благодарю! Вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла; Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье Благодарю! Весной 1835 года Лермонтов писал из Петербурга А.М. Верещагиной: "Вначале это было просто развлечением, а затем, когда мы поладили друг с другом, стало расчетом… Я понял, что m-lle S. , желая изловить меня, легко себя скомпрометирует со мною. Вот я ее и скомпрометировал, насколько было возможно, не скомпрометировав самого себя”: |
|
Итак, прощай! Впервые этот звук
Тревожит так жестоко грудь мою
"Прощай!”- шесть букв приносят столько мук!
Уносят все, что я теперь люблю!
Я встречу взор ее прекрасных глаз
И, может быть, как знать…
Тревожит так жестоко грудь мою
"Прощай!”- шесть букв приносят столько мук!
Уносят все, что я теперь люблю!
Я встречу взор ее прекрасных глаз
И, может быть, как знать…
В последний раз.
История их отношений нашла свое отражение в повести "Княжна Лиговская”. Она до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым.
Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова "Н. Ф. И. ”. Летом 1829-32 годах, Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных – родственников со стороны бабушки. Многие стихи этих лет имеют посвящение: "Н. Ф. И. ”, "Н. Ф. И-вой”, "К. И. ”, "И-вой”. Некоторые из этих стихов вошли в драму "Странный человек”. Наталья Федоровна Иванова (1813-1875), дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова, автора известной в те годы пьесы” Семейство Старичковых” и трагедии "Марфа Посадница”.
В начале знакомства, ободренный вниманием со стороны "Н. Ф. И.”, Лермонтов писал:
Мои неясные мечты Я выразить хотел стихами, Меня бы примирила ты С людьми и буйными страстями. Но взор спокойный, чистый твой В меня вперила изумленный: Ты покачала головой, Сказав, что болен разум мой, Желаньем вздорным ослепленный. (1830) |
Но вскоре Лермонтов встретил непонимание и холодность. Разрыв стал неизбежен.
Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести,
Час неизбежный расставанья
Настал, и я сказал: "Прости!” (1832)
Час неизбежный расставанья
Настал, и я сказал: "Прости!” (1832)
Уже в 1831 году их отношения изменились и появились такие строки:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Твоей любви; не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
В лирике поэта появляются трагические ноты, ” мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане”, – писал В. А. Мануйлов. Чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара подсказали поэту следующие строки:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам… (1832)
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам… (1832)
В предисловии к драме "Странный человек” Лермонтов говорит: "Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, – тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей”. Но раскаяние, вероятно, не посетило душу Н.Ф. Ивановой, она вышла замуж, и уехала в Курск.
Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее "мраморный кумир”, "бесчувственное божество”.
У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название "Ивановский цикл”.
Еще одна вдохновительница произведений М. Ю. Лермонтова – Варвара Александровна Лопухина(Бахметева).
Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме № 2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных, Миша и Алексей подружились. У Алексея было две сестры – Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился. "Она была прекрасна, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровью была небольшая родинка”. (П. А. Висковатов)
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья.
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей. (1832)
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья.
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей. (1832)
Это была привязанность глубокая, всю жизнь сопровождавшая поэта. Образ этой девушки, а потом замужней женщины, является во множестве произведений нашего поэта – писал П.А. Висковатов. Литературные критики говорили, что черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа "Герой нашего времени”.
Варвара Александровна Лопухина (1814-1851) в 1835 году вышла замуж за Н.Ф. Бахметева, чиновника, который был значительно старше ее.
Обращаясь к Вареньке в 1832 году, Лермонтов писал:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоем! (…)
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоем! (…)
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч – путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч – путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Родственник поэта Аким Шан-Гирей вспоминал: "В это время (до 1837 года) я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг переменился в лице и побледнел, я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: "Вот новость - прочти!” И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной”. В феврале 1838 года Лермонтов пишет письмо в Москву, оно адресовано сестре Вареньки – Марии Лопухиной. В нем стихотворение, озаглавленное "Молитва странника”. Странник - это сам поэт, а молит он о "деве невинной”, душе достойной”. Скорее всего, оно обращено к Варваре Лопухиной.
Окружи счастие душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования!
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную. (1837)
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования!
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную. (1837)
Имя Вареньки Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. Лермонтов, касаясь взаимоотношений с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (например, "Герой нашего времени”, где он зашифровал портретное сходство при описании Веры – убрал упоминание о родинке под бровью и написал "на щеке”.)
Сохранились портретные акварели.
1839 год. Лермонтов–поэт знаменит в свете. Его принимают во многих великосветских салонах Петербурга. Он вернулся в северную столицу из первой кавказской ссылки, последовавшей после появления в списках стихотворения "Смерть поэта”, посвященного гибели А.С. Пушкина. Среди светских красавиц тогда блистала Мария Петровна Соломирская, урожденная графиня Апраксина (1811-1859). Зимой 1839-40 годов они часто встречались в свете. Соломирская была увлечена поэзией Лермонтова. Арестованный за дуэль с Барантом, поэт, находясь в тюрьме, получил записку без подписи. Он решил, что ему написала ее М.П. Соломирская:
Так, разбирая в заточенье
Досель мне чуждые черты,
Я был свободен на мгновенье
Могучей волею мечты.
Залогом вольности желанной
Лучом надежды в море бед
Мне стал тогда ваш безымянный,
Но вечно памятный привет.
Досель мне чуждые черты,
Я был свободен на мгновенье
Могучей волею мечты.
Залогом вольности желанной
Лучом надежды в море бед
Мне стал тогда ваш безымянный,
Но вечно памятный привет.
Этой же зимой Лермонтов несколько раз приезжает из Царского Села, где стоял его полк, в Петербург. Тогда же появилось стихотворение, которое литературоведы считают обращением к Соломирской:
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу.
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу.
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Поэт прочитал эти строки своему другу, издателю и журналисту А. Краевскому. Тот похвалил стихи и отметил одну грамматическую неточность. Попробуйте найти ее. Лермонтов пытался исправить строки, но, бросив перо, сказал: "Нет, ничего нейдет в голову. Печатай так, как есть”.
Еще одна светская красавица волновала тогда поэта – Мария Алексеевна Щербатова. Урожденная Штерич (1820-1879), украинка. Сам поэт о ней говорил:” Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”. Этой весной ей было около 20 лет, Лермонтову – 25. Светская молва связывала имя Щербатовой с дуэлью поэта с Барантом. И.С. Тургенев, встретивший М. Щербатову в Москве, где в это время был Лермонтов, заметил в своем дневнике: "Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова”. Поэтический портрет М. Щербатовой дан поэтом в посвященном ей стихотворении "М. А. Щербатовой”. |
Другие прекрасные строки, посвященные М. Щербатовой, были положены на музыку композитором А.С. Даргомыжским.
Романс быстро стал популярен.
Весной 1841 года Лермонтову было предписано, в 48 часов, покинуть Петербург. В мае он в последний раз приезжает в Москву, в июне – он опять на Кавказе. До гибели Лермонтова на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем немного времени. В день дуэли утром Мария Алексеевна беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта.
Одно из последних стихотворений поэта, помещенное в альбоме В. Ф. Одоевского, посвящено дальней родственнице его – Екатерине Быховец (в замужестве Ивановская). По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны она – Катюша – напоминала ему Вареньку Лопухину. Вероятно, поэтому последняя строфа стихотворения говорит о В. Лопухиной, вышедшей замуж за нелюбимого человека:
Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье, Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою… (1841) |
Стихотворение положили на музыку более 40 композиторов, особенно известен романс – вальс А.И. Шишкина (1887), который приобрел широкую популярность в исполнении Н.А. Обуховой (1886-1961).
Запишите в тетрадь:
- адресатов любовной лирики Лермонтова;
- мотивы любовной лирики поэта.
Вывод. Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи.
Домашнее задание.
1. Подготовиться к проверочной работе по лирике М.Ю. Лермонтова.
2. Прочитать "Невский проспект" Н.В. Гоголя.
3. Перечитать "Повесть о капитане Копейкине" из поэмы "Мёртвые души".