Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Форма входа

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4339

Статистика

Закладки

Чат

 
Родина, человек и природа в рассказе М. Пришвина «Москва-река»
 
На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством М.М. Пришвина, выявите художественную идею произведения "Москва-река", смысл понятия "малая родина".
 
М.М. Пришвин родился в 1873 г. в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности». В 1885 г. Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить «побег в Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
 
Посмотрите фильм о М.М. Пришвине
 

Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. Недаром в его произведениях мы так часто встречаем образ весны, даже множество весен — весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека.
 
В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какова она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека; природа в произведениях Пришвина взаимодействует с человеческой душой.
 
Работа с учебником
 
Прочитайте рассказ М.М. Пришвина "Москва-река" на странице 142.
 
Москва-река — центральный образ рассказа. Наряду с ним в произведении имеется ряд второстепенных на первый взгляд образов, без которых и основной немыслим. 
 
Какие это образы?
 
 
  • Прочитайте рассказ от начала до слов «...город получил свое прекрасное имя — Звенигород».
  • Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство.
  • Рассказчик называет город «маленьким», «любимым», отмечает его «прекрасное имя». Он любит этот город, гордится его историей.
  • Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья.
  • Как передано описание Москвы-реки в городе Москве?
  • Метафора закованная в камень река дважды звучит из уст рассказчика. Описание реки в городе Москве противопоставлено маленькой, зеленой, живой реке в деревне Дунино.
Одним из первых Пришвин осознал, что бурное развитие промышленности, издержки урбанизации могут нанести природе непоправимый вред, и встал на ее защиту.
 
В его произведениях мы постоянно встречаемся с мыслью о необходимости бережного отношения к природе, вреде ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, способности облагораживающе действовать на душу человека, формировать его нравственный мир.
  • Перечитайте фрагмент от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло...» до слов «...медленно оставляющих смоляной след». Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем.
  • Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и городе Москве; чужих стран и родной деревни? Приведите примеры ее использования.
  • Какие цвета присутствуют в рассказе?
Пришвинской цветописи свойственна обобщенность. Излюбленные цвета писателя — простые и яркие: черный, белый, красный, желтый, зеленый. Это не особенность зрения. Напротив, Пришвин может удивительно тонко улавливать нюансы цвета: «...там красный снегирь на белом снегу, там желтоватый беляк на синеватом снегу, там тоже белая, но на синем, мертвой, — розовая, живая береза»; «Все больше и больше на солнце синеют белые снега, розовеют белые березы, и желтеют спящие на голубом снегу белые зайцы».
 
Обобщение цвета для Пришвина — это и результат детски жизнерадостного мировосприятия, и живописная манера. 
  • Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?
  • Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
  • Местоимение «мы», чаще всего звучащее в описании событий, подчеркивает единство этих чистых душой и сердцем людей, горячо преданных родным местам, своей малой родине.
  • Прочитайте диалог от слов «Вон карий, и ясный, и твердый, и такой чистый глазок нашего лучшего ученика Васи» до конца рассказа.
Мальчик Вася Веселкин — герой еще многих произведений М. Пришвина.
 
Ему посвящен рассказ «Вася Веселкин». В финале писатель дарит герою свою любимую книгу и благодарит за помощь, называя его «стыдливым, застенчивым в своих добрых делах и бесстрашным в отстаивании правды». М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.
  • Найдите примеры разговорного стиля в данном предложении (см. образец задания 6 в учебнике). Как подчеркнуто волнение героя в этой фразе?
Герой несколько раз повторяет фразу какие там. Синтаксическая конструкция предложений характерна для устной речи. Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение.
  • Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина к родным местам?

Работа в тетрадях

  1. Выпишите из текста рассказа слова и сочетания слов, воссоздающие картину "маленькой реки" Москвы во время половодья.
  2. Выпишите из текста описание Москвы-реки в городе Москве. Укажите название использованного автором выразительного средства.
  3. Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке? Выпишите из текста 2-3 предложения. Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
  4. Что значит для героев рассказа любовь к малой родине?
  5. Укажите название выразительного средства, использованного в данном отрывке. "И вдруг Ваня-инвалид обернулся прямо ко мне, стукнул себя в грудь кулаком и сказал с таким чувством, как будто он хотел молоком из камня навсегда вырубить свои слова".

Домашнее задание
 
Прочитать вводную статью о К.Г. Паустовском на странице 149 в учебнике, составить ее тезисный план. Прочитать произведение "Мещёрская сторона". Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство» (страницы 151-154).
Индивидуальные задания.
1 вариант - подготовить сообщение «Мещерская низменность».
2 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Туман над водой".  
3 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Заросший пруд".  
4 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Июньский день".  
5 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Папоротник в лесу".  
6 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Деревенская панорама".