Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4359

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Участник

Участник конкурса сайтов РУСОВЕД
 
Антонимы и их употребление.
 
     Запишите дату и тему урока.
 
     Окружающий нас мир построен на единстве противоположностей, борющихся, но немыслимых друг без друга: добро и зло, любовь и ненависть, свет и тьма (данные слова записываются на доске). Эти слова противоположны по значению. Вспомните, как в русском языке называются такие слова? 
 
     1. Самостоятельная работа с учебником. 
     Прочитайте параграф 7 на стр. 20, составьте план и запишите в тетрадь.
 
     2. Практические задания.
 
     I. Антонимы широко используются в художественной речи, на них может быть основана выразительная сила произведения. Художнику дано ощутить жизненные противоречия и перенести их в поэтическую реальность. Известно, что принцип контраста является одним из основных художественных принципов поэзии М. Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой, М.Цветаевой.

 
    К добру и злу постыдно равнодушны…
                                         М. Лермонтов

    И ненавидим мы, и любим мы случайно.
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
                                         М. Лермонтов

    Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лёд и пламень… 
                                         А. Пушкин

    Как правая и левая рука –
    Твоя душа моей душе близка…
                                         М. Цветаева

    Полюбил богатый – бедную,
    Полюбил учёный – глупую,
    Полюбил румяный – бледную,
    Полюбил хороший – вредную.
                                         М. Цветаева

    Выпишите из данных отрывков антонимы.
    
    Возьмите на заметку!
 
Контекстуальные антонимы
 
     В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: "Волки и овцы". Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.
     Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи
     
     Антитеза – противопоставление. 

     Содержание антитез разнообразно. В произведениях авторов, которые пишут о северной природе, существуют противопоставления суровой северной природы и человека, её покоряющего.
 
    Тут зима – бесконечная, лето – короткое…
                                         В.В.Матвеев

    …вокруг на сотни вёрст
    Трещит мороз в разгаре лета.
    И веет холодом от звёзд.
                                         В.И. Выхристенко

    Люблю я заполярный край
    За крайности
    И за бескрайность.
                                         В.П. Семёнов

    Благодари, моя душа,
    Отлив тепла, прилив прохлады!
                                         В.И. Галюдкин

    Прощаясь с белыми ночами,
    Привычно думаю о том,
    Что в Заполярье все начала
    Идут иль с солнцем, иль со льдом.
                                         А.А. Бажанов

     Прочитайте  фрагмент из произведения Б. Шергина "Мурманские зуйки”:
    "Мурманский берег скалистый. Горы чёрные, древние как медведи, лежат. Кораблик в океане, как чаечка маленькая… Вал чёрный, гребень белый – кружево белое на чёрном бархате. А впереди другой вал. Как кони вороные с седыми гривами, валы летят по океану. ”
    
     Общеязыковые антонимы большой – маленький организуют весь текст, являются центром контрастного образа, на полюсах которого маленький кораблик и большой морской вал, маленький человек и большой океан.
 
    Люблю взойти на самый верх,
    Взглянуть на Кольский полуостров,
    Где всё затем и низкоросло,
    Чтоб был высоким
    Человек.
                                        В.П. Семёнов

   
     Подумайте! Почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары?

     Противопоставление, которое лежит в основе явления антонимии, предполагает наличие только двух компонентов, которые сопоставляются по противоположным качествам, поэтому антонимы образуют пары. Синонимы же передают оттенки, а таких оттенков может быть много.
    
     Возможно, ваше внимание привлекут словесные микрообразы, представляющие собой сочетания противоположных по смыслу, взаимоисключающих слов, которые характеризуют один и тот же предмет в одно и то же время его существования. Этот приём использования языковых контрастов получил название оксюморон (от греч. "остроумно-глупое”).
 
    Тундры усталые плечи
    И негасимый закат.
    Утро - а всё-таки вечер.
    Камни – а всё-таки сад.
                            В.Э. Берлин
 
     За каждым оксюмороном – глубокий смысл, здесь слиты воедино человеческий разум и чувство: автор-философ обобщает, сводит во единое целое крайности, автор-поэт не устаёт восторгаться непредсказуемостью мира и ужасаться его нелепостями.
 
     II. Упражнения 25, 28 на стр. 21 (устно).
         Упражнения 26, 28 письменно.
 
     Домашнее задание. Параграф 8 прочитать, составить конспект, подготовить пересказ.