Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4371

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Участник

Участник конкурса сайтов РУСОВЕД
 
 
Акакий Акакиевич и «значительное лицо» 
в повести  Н.В. Гоголя «Шинель».
Фантастика в произведении.
 
     На уроке вы выявите  смысл  противопоставления Акакия Акакиевича и «значи­тельного лица», признаки житийного жанра в повести, отличие повести и жития, а также проведёте самостоятельную исследовательскую работу с текстом.
 
  В собраниях сочинений Гоголя словосочетание новая шинель печата­лось по-разному: то курсивом, то в кавычках. В Академическом полном собрании сочинений принята форма написания первого собрания сочине­ний Гоголя, т.е. в кавычках. Очевидно, что автор подчеркивает это слово, ставит на нем ударение, тем самым обозначая его особый смысл. В повести отчетливо выделяются два периода в жизни героя, которые условно можно обозначить как «период капота» (или переписывания) и «период новой шинели». «Период капота» и «период новой шинели» противопоставляются по целому ряду значимых признаков.
 
  Откройте тетрадь, .запишите дату и тему урока. Начертите таблицу.
 

(Чтобы увеличить, кликните левой кнопкой мышки)
 
      «Строительство» шинели вызвано бытовой причиной — наступлени­ем морозов, в то же время стихия холода в повести — главная сюжетная метафора. Это легко увидеть, обратив внимание на продолжительность «зимнего времени» в «Шинели».
     Гоголь подробно указывает конкретные сроки замены старого капо­та новой шинелью: «Директор назначил Акакию Акакиевичу... целых шестьдесят рублей... Еще какие-нибудь два-три месяца небольшого го­лодания — и у Акакия Акакиевича набралось, точно, около восьмидесяти рублей». Портному понадобилось для работы «всего две недели». Таким образом, определяется конкретный срок «строительства» шинели — шесть с половиной месяцев.
     Все это время пространство повествования становится все холодней
и холодней. Холод имеет не бытовой смысл. Это один из центральных образов повести. «Физическое пространство» холода в повести не соот­носимо с календарным временем. Петербургский северный мороз ста­новится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть.

  С появлением мечты о шинели и новой шинели в жизни Акакия Ака­киевича все меняется. Шинель становится героиней повествования, опре­деляя все перипетии сюжета. Все персонажи оказываются связанными именно их отношением к шинели. Это подчеркивается и заглавием пове­сти. Вот почему Н. В. Гоголь отказался от названия «Повесть о чиновни­ке, крадущем шинели», заменив его на «Шинель».

 

  Исследовательская работа с текстом.   Заполните правую часть таблицы в тетради (таблицу см. выше).

Новая шинель становится частью его существования, подругой жизни. Шинель заставляет аскета и затворника Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного со­стояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновни­ков и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

Акакий Акакиевич становится похожим на других чиновников: он едва не допускает ошибки во время переписывания, изменяет прежним при­вычкам и идет на вечеринку, вдруг бежит за незнакомой дамой, пьет шам­панское, ест «винегрет с холодной телятиной, паштетом и кондитерскими пирожками».

                                                                

 

                                        Какой эпизод изображён на иллюстрации Ю. Игнатьева?

 

                                                                   

Какие эмоции испытывал герой во время ограбления? Случайно ли ограбление Акакия Акакиевича?

 

Это событие происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич пере­стает быть «внутренним» человеком. Ограбление — это расплата за изме­ну своему поприщу.

 

Герой теряет всю свою тихую кротость, совершает несвой­ственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помо­щи, активно наступает, добивается своего. Так, Акакий Акакиевич кричит будочнику, «что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят че­ловека», путает хозяйку квартиры «страшным стуком в дверь», отправля­ется к частному приставу, грозит писарю, лжет, что пришел по казенному делу. Единственный раз в жизни Акакий Акакиевич пропускает присут­ствие. По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значи­тельному лицу».

Образ Акакия Акакиевича тесно связан с другим образом повести, а именно с образом «значительного лица». Несколько упрощая, можно ска­зать, что именно на столкновении этих двух образов и строится «Шинель».

Вспомните, как произошла встреча героя со «значительным лицом». После ухода Башмачкина генерал «почувствовал что-то вроде сожале­ния». Воспоминание о нем тревожило его, и он даже послал чиновника узнать о его делах. Известие о смерти Башмачкина поразило генерала. Он «слышал упреки совести». Какой герой повести испытывает похожие чув­ства, столкнувшись с Акакием Акакиевичем?

В повести очевидно сходство внутренних состояний генерала и «одно­го молодого человека», нечаянно обидевшего Акакия Акакиевича в нача­ле повести.

Разница между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом» на первый взгляд огромна, однако между ними существует связь.

  Заполните правую часть таблицы.

 

                                                

  Как бы ни была велика разница между Акакием Акакиевичем и «зна­чительным лицом», она не так велика, чтобы между ними исчезла несо­мненная связь. Несчастье Акакия Акакиевича постигает и генерала, тем самым уравнивая их, две крошечные фигурки, равные перед лицом Все­вышнего. Этой мысли, в частности, служит явная перекличка сцен про­пажи шинели у Акакия Акакиевича и у «значительного лица».

 Неправедный старец является гонителем св. Акакия, находящегося у него в послушании, так и в подчинении у «значительного лица» нахо­дится Акакий Акакиевич, и «значительное лицо» выступает в финале его гонителем. Как в Житии св. Акакия происходит пробуждение совести «неправедного старца» под влиянием разговора с умершим послушником Акакием, так и «значительное лицо» после встречи с «живым мертвецом» Акакием Акакиевичем меняется в лучшую сторону.

Жизнь Акакия Акакиевича — это не обычная «жизнь», а «житие». Ака­кий Акакиевич — «мученик 14-го класса». Земное бытие мученика по­смертная молва окружила легендарными подробностями.

Смерть «маленького человека» обретает у Гоголя черты космического катаклизма. Судьба Акакия Акакиевича — судьба человека вообще перед лицом Бога, вселенной. Его основной и, кажется, единственный талант заключался в способности довольствоваться тем, что у него есть. Это по­могает ему преодолевать все противоречия жизни и в какой-то степени становится проявлением «бесстрастия». С утратой этого свойства Акакий Акакиевич утрачивает и саму жизнь.

Его поведение перед смертью полностью противоречит смирению. В предсмертном бреду Акакий Акакиевич произносит гневливые, злые слова. Это еще один момент соприкосновения с «Лествицей».

Казалось бы, на примере «Шинели» можно говорить о том, что писа­тель наследует в ней традицию житийного жанра. Однако сопоставление текста повести и текста жития сложнее, чем простая параллель. В случае с Акакием Акакиевичем о святости говорить нельзя.

 Финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта Башмачкина против «значительных лиц», т. е. как грозная возможность бунта, а не ее реализация, как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести и воз­мездия слабых. Значение финала исследователи связывали не только с образом Башмачкина, но и с образом «значительного лица». И нередко получалось, что повесть написана лишь для того, чтобы показать раская­ние генерала.

   Итоги урока.

В истории Акакия Акакиевича Гоголь показал не движение к добру, восхождение по «лествице» добродетелей, а обратное движение, вниз по лестнице: от подвижника к «маленькому человеку».

 

Н.В. Гоголь обращается в «Шинели» к самому процессу порабощения Акакия Акакиевича страстью, проходит с героем по пути, влекущему того к падению. Движение к добру возможно лишь через преодоление искуше­ний зла.

 

«Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную им, страшную и зловещую символическую фигуру, трево­жащую их совесть».

 

 Домашнее задание

Написать сочинение на одну из тем: «"Значительное лицо" и А.А. Башмачкин в повести Н.В. Гоголя "Шинель"», «"Внешний" и "внутренний" человек в образе Акакия Акакиевича Башмачкина».