Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4390

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Предлог как часть речи 

(неделя дистанционного обучения)

     История изучения частей речи уходит в глубь веков. Предполагают, что учение о частях речи зародилось ещё в V в. до н. э. в Индии. Его развили древние греки и римляне. Древнерусские книжники опирались на работы греков. Это отразилось даже в названии: слово «грамматика» — греческого происхождения, первоначально оно обозначало «искусство писать и читать». Первой российской грамматикой был труд с таким же названием М.В. Ломоносова. Учёный выделил 8 частей речи, в том числе и предлог, который мы будем изучать. В наши дни наука о языке называет большее количество частей речи. Вспомните, какие из них вам хорошо известны.



На уроке вы узнаете
  • перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных;
  • определение предлога как служебной части речи;
  • значения, выражаемые предлогами;
  • синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;
  • об однозначных и многозначных предлогах.
Вы научитесь
  • группировать словосочетания по способам связи слов в них;
  • составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги;
  • группировать словосочетания по значению предлога;
  • определять значения предлогов в словосочетаниях;
  • употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании;
  • составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов;
  • находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных;
  • пользоваться в речи предлогами-синонимами.
     Поработайте с интерактивным заданием. Какова роль предлогов в языке?
    

     Попробуйте дать определение предлогу. Проверьте себя>>
  Запишите определение в лингвистическую тетрадь, дополните его сведениями из учебника (страница 78). 

     Предлоги выражают различные грамматические значения. Запомните их, дополните сведениями из учебника.

   
Перейдите по ссылке, ответьте на вопрос.    

    Поработайте с  интерактивный текстом. (Чтобы узнать значение предлога, кликните на него мышкой). 


   Следующие задания выполните в тетради.

   Упражнение 1. Сгруппируйте словосочетания по значению предлога: 1) с временным значением, 2) с пространственным значением, 3) с причинным значением. Зависимость слов обозначьте по образцу. 
Предлог заключите в прямоугольник. Образец:
От выделенного глагола образуйте и запишите все возможные причастия и деепричастия.

(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб..рались из трюма, остаться в к..юте, об..явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт.., возникла за кормой, закончить перед отплытием, ост..новиться из (за) (не) исправности мотора, выглянуть из (за) туч, зад..ржать из(за) (не) погоды, оказаться вследствие (не) здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр..сли благодаря дождям.

   Упражнение 2. Из данных слов составьте словосочетания с предлогом по.

Поступить, окон(?)чание школы. Встретиться, пр..бытие. Обсудить, возвр..щение. Вход, пред..явление пр..гласительного б..лета. Сообщить, окон(?)чание передачи. Поговорить, пр..езд домой.
 
 Упражнение 3. Составьте словосочетания, ставя в нужном числе и падеже выделенные существительные.

Обр..щать вн..мание (на ч т о ?), уд..лять вн..мание (ч е м у ?) — мелочи. Отзыв (о ч ё м ?), рецензия (на ч т о?) — книга. Отчит..ваться (в ч ё м?), сделать отч..т (о ч ё м?) — работа. Пр..восходство (ч е г о над ч е м?), пр..имущество (ч е г о перед ч е м ?) — новая техника и старая техника. Пр..достеречь (от ч е г о ?), пр..дупредить (о ч ё м?) — опас(?)ность. Уверенность (в ч ё м ?), вера (во ч т о ?) — спр..ведливость. Информировать (о ч ё м ?), информация (о ч ё м ?) — событие.

   Упражнение 4. Используя подходящие по смыслу предлоги, составьте и запишите словосочетания. Над зависимыми существительными надпишите сокращённо падеж. Предлоги заключите в треугольники. Если вас затрудняет выбор предлога или падежа зависимого существительного, то обращайтесь к «Толковому словарю».

В каких словосочетаниях связь между словами выражена только с помощью окончаний?
Расск..зал, (не) достатки; указал, (не) достатки; упомянул, (не) достатки; ост..новился, (не) достатки. Увериться, (не)виновность; поверить, (не) виновность; уверовать, (не) виновность. Уверенность, правота; вера, правота; убеждение, правота; убедиться, правота. Опл..тить, проезд; запл..тить, проезд.

   Упражнение 5. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите словосочетания в исправленном виде.

1. Опл..тить за билет. 2. Уверенность в п..беду. 3. Изобр..зить о Бородинском сражен.. . 4. Д..литься о своих достижениях. 5. Доказывать о своей правоте. 6. Указать о (не) достатках. 7. Отчит..ваться о работе. 8. Раз..яснять о правилах поведения. 9. Таблетки для головной боли.  

  Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева "На террасе".


   Картина передаёт удивительную атмосферу счастья и покоя, которая царила в семье художника. С помощью каких средств живописец создаёт у зрителя это настроение? Составьте 7-10 предложений по картине, используя разнообразные предлоги со значением места.

  Предложения записывайте в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите "Log in", выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку "Log in".
   Запишите предложения в комментариях и отправьте на проверку, нажав кнопку "Submit Comment".



Тест