Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
Комплексный анализ текста №2
Прочитайте текст, выполните задания.
1) Собственно языковые различия письменной и устной речи – это прежде всего различия синтаксические. 2) Устный язык не терпит сложностей, зато культивирует недосказ.
3) Письменный, наоборот, требует полной высказанности и притом связности, поэтому допускает разнообразные включения, присоединения, пояснения. 4) Но самое главное – письменный язык потребовал установления правил письма и чтения. 5) Благодаря ему возникли грамматические искусства в привычных нам наименованиях – орфография, пунктуация. 6) Непременное свойство письменного языка – обязательность норм, предписывающих, как писать и читать. 7) Различны сами законы устного и письменного общения.
8) Поэтому даже в одной и той же ситуации практически невозможно сказать и написать одинаково. 9) Вот как это обыграно в письме драматурга А.Н. Островского его другу Н.А. Дубровскому: «Николка! Что ж ты не ведешь Ветлицкого и где тебя самого черти носят? Будешь ли ты меня слушаться? Ну погоди же ты!».
10) Так нельзя написать, это я только так думал, а писать надо вот так: «Милостивый государь Николай Александрович, не угодно ли будет Вам пожаловать ко мне сегодня прямо из конторы к обеденному столу, чем премного обяжете глубоко уважающего Вас и преданного А.Островского».
(Устный и письменный язык. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание))
Задания
1. Определите тему высказывания. Найдите тезис, в котором раскрывается основное значение главного для темы высказывания понятия. Покажите, как это значение обогащается (конкретизируется, дополняется) в тексте.
2. Какова стилистическая принадлежность текста? На основе каких признаков вы сделали вывод?
3. Определите роль обращений в цитатах.
4. Выпишите слова и обороты, характерные для разговорной речи. Для чего они используются автором?
5. Объясните значения слов культивирует, свойства.
6. Разберите слово присоединения (3-е предложение) по плану:
а) фонетический разбор;
б) морфемный разбор;
в) морфологический разбор;
г) орфографический разбор.
7. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание суффиксов разных частей речи». Приведите свои 2–3 примера.
8. Определите, в чем особенность 1–3-го предложений. Составьте их схемы.
9. Объясните постановку тире в 1-, 4-, 5-, 6-м предложениях.
10. Что вы думаете о проблеме, затронутой в тексте?
|