Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
Комплексный анализ текста №4
Прочитайте текст, выполните задания.
1) Способов передавать в речи этикетные значения невероятно много. 2) Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем (хотя не всегда сами это замечаем) и то, с кем и в какой обстановке говорим. 3) Поэтому речи, не имеющей никакого отношения к этикету, пожалуй, вообще не бывает. 4) Если в языке выработалось несколько стилей (книжная речь, разговорная, научный стиль, деловой и т.д.) и есть различия в речи отдельных общественных групп (речь образованных людей и необразованных, литературная и диалектная, речь молодых и немолодых и т.д.), то уже сам выбор типа речи оказывается этикетным знаком, выражает отношение к слушателю или к тому, кого мы упоминаем.
5) Давайте вспомним выразительный диалог из рассказа И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха»:
– Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович: видите, картофель испекся.
– А пусть дрыхнет, – равнодушно заметил мой верный слуга, – набегался, так и спит.
Я заворочался на сене. Ермолай встал и подошел ко мне.
– Картофель готов-с, извольте кушать.
6) Просторечное слово дрыхнуть и разговорное набегаться не относятся к специальным этикетным средствам. 7) Но с помощью этих стилистически окрашенных слов Ермолай в первой фразе так же определенно выразил свое пренебрежение к барину, как во второй фразе специальными средствами этикета – почтительную зависимость и готовность служить ему.
(В.Гольдин. Речь и этикет)
Задания
1. Укажите стиль текста и тип речи.
2. Определите жанр текста и его ведущие признаки.
3. Сколько букв и звуков [ф] в 7-м предложении?
4. Укажите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Почему?
5. Выпишите из текста все причастия, разберите их по составу.
6. Выпишите из 7-го предложения все служебные части речи и назовите их.
7. Объясните написание не в словах текста. Укажите, какой частью речи являются эти слова.
8. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
9. Укажите предложения со вставными конструкциями.
10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Какова роль диалога в тексте художественного произведения?», опираясь на тему и основную мысль текста В. Гольдина.
|