Веб-медаль

Меню сайта

Учитель Google

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4362

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Участник

Участник конкурса сайтов РУСОВЕД
 
 
Комплексный анализ текста №5
 
     Прочитайте текст, выполните задания.    
 
     1) В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. 2) Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя. 3) Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин прежде всего произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи и которые вступали в противоречивые отношения в разнообразных диалектологических и стилистических столкновениях и смешениях до начала XIX века. 4) Это были: а) церковнославянизмы, являвшиеся не только пережитком феодального языка, но и приспособлявшиеся к выражению сложных явлений и понятий в разных стилях в современной Пушкину литературной (в том числе и поэтической) речи; б) европеизмы (преимущественно во французском обличье) и в) элементы живой русской речи, широким потоком хлынувшие в стиль Пушкина с середины 20-х годов. 5) Правда, Пушкин несколько ограничил литературные права русского просторечия и простонародного языка, в особенности разных областных говоров и наречий, а также профессиональных диалектов и жаргонов, рассматривая их с точки зрения глубоко и своеобразно понимаемой им «исторической характерности» и «народности», подчинив их идеальному представлению об общепонятном языке «хорошего общества». 6) Однако «хорошее общество», по мнению Пушкина, не пугается ни «живой странности» простонародного слога, восходящего главным образом к крестьянскому языку, ни нагой простоты выражения, свободного от всякого «щегольства», от мещанской чопорности и провинциального жеманства. 7) Пушкин стремится к созданию демократического национально-литературного языка на основе синтеза книжной культуры литературного слова с живой русской речью, с формами народно-поэтического творчества.
 
(В.В. Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX веков. 1934 г.)
 
     Задания
 
    1. Что вы знаете об авторе данного текста? Напишите о нем, взяв за образец словарную статью энциклопедического словаря.
    2. Подберите к тексту два заголовка, отражающих:
        а) тему высказывания;
        б) его основную мысль.
    3. Укажите, какими смысловыми отношениями связаны предложения в тексте. Выпишите средства связи, подтверждающие ваше мнение.
    4. Какие слова и словосочетания можно отнести к терминологическим? Выпишите их, дайте толкование.
    5. Проведите фонетический разбор слова рассматривая.
    6. Сделайте словообразовательный и морфемный разбор слова приспособлявшиеся.
    7. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста?
    8. Укажите предложения с вводными словами и оборотами. Определите их значение.
    9. Укажите номера предложений с двумя и более рядами однородных членов. Постройте их схемы.
    10. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль диалектизмов в тексте художественного произведения».