Комплексный анализ текста №6
Прочитайте текст, выполните задания.
ДОЖДЕВЫЕ СЛОВА
1) Для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами и водами, с перелетом птиц и с каждым цветком. 2) Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. 3) Случилось и у меня одно такое лето (это было в лесистой и луговой стороне Средней России).
4) Тогда я заново узнал много слов. 5) Начну с «дождевых». 6) Я, конечно, знал о дождях моросящих, слепых, обложных, грибных, спорых.
7) Но одно дело – знать умозрительно, а другое – испытать эти дожди на себе. 8) Тогда эти слова оживают.
9) Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
10) Слово спорый означает быстрый, скорый. 11) Он льется отвесно, сильно, а мелкий грибной – сонно сыплется из низких туч.
12) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». 13) Действительно, сверкающие на солнце капли походят на крупные слезы.
(По К.Паустовскому)
Задания
1. Укажите номер предложения, в котором сформулирована основная мысль данного текста.
2. Определите стиль текста. Укажите в тексте языковые средства, характерные для данного стиля речи.
З. В предложении 13-м укажите слово, в котором количество букв больше, чем звуков.
4. Произведите морфемный разбор слова случилось.
5. Подберите из текста синонимы к слову быстрый.
6. Напишите слово, от которого зависит правописание наречия сонно.
7. Определите, какой частью речи являются слова тогда, заново, много в 4-м предложении.
8. Выпишите из 2-, 9-, 10-, 11-го предложений слова с орфограммой «Правописание личных окончаний глагола».
9. Составьте план-перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Подтвердите примерами из текста (укажите номера предложений).
10. Напишите рецензию на этот текст.