Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат


А.И. Куприн: обзор жизни и творчества. "Молох"

(2 часа)


     На уроке вы познакомитесь с биографией А.И. Куприна, узнаете, что творчество писателя преимущественно автобиографично, выявите чеховские традиции в его произведениях и проведёте небольшие мини-исследования.

План урока

  1. Биография, воплощённая в творчестве.
  2. Чеховская традиция.
  3. История создания повести "Молох".
  4. Документальный принцип изображения событий.


    1. Биография, воплощённая в творчестве.

     Посмотрите видео-урок.
Подумайте, почему произведения А.И. Куприна всегда были очень популярны у читателей?




 Почти все произведения А.И. Куприна отражают житейские впечатления автора, почти все герои имеют реальных прототипов. Иногда автор даже оставляет своим героям подлинные имена этих прототипов.

 В рассказе «В цирке» имя героя Арбузова не вымышленное: «В Одессе я знавал русского атлета Арбузова…», — писал Куприн. Прототипом героя рассказа «Анафема» отца Олимпия был протодьякон Гатчинского собора Амвросий. Этот ряд примеров можно продолжать и продолжать.

 У писателя можно найти вещи, связанные с каждым этапом его жизни.

 Свой родной город Наровчат Пензенской губернии, откуда автор уехал ребёнком (но куда потом неоднократно наезжал), он описывает подробно, основываясь на воспоминаниях матери («Царёв гость из Наровчата», 1933).

 Рассказывает Куприн и о жизни во вдовьем доме («Святая ложь»,1914), и о побеге из сиротского училища, а затем о возвращении туда с повинной («Храбрые беглецы», 1917), о порядках кадетского училища и о пережитом в нём («На переломе»; второе название «Кадеты»,1900). Армейская служба также дала материал для ряда произведений Куприна, среди них — повесть «Поединок» (1905).

 Для того чтобы писать, нужны новые впечатления, и Куприн ездил по стране, менял специальности, встречался с новыми людьми — и писал.


 2. Чеховская традиция



     В большей своей части произведения Куприна посвящены людям маленьким, придавленным гнётом обстоятельств. Человек рассматривается в них как жертва несправедливого социального уклада.
     Современники воспринимали прозу А.И. Куприна как художественное воплощение демократической критики общества. Одновременно о Куприне говорили как о наследнике и продолжателе чеховской традиции.
     Конечно, многие писатели-современники А.П. Чехова и Л.Н. Толстого испытывали на себе их влияние. Это касается и Куприна, на которого влияли и толстовская традиция изображения психологии человека, и демократический выбор героя в чеховской прозе, и изображение Чеховым будней человеческой жизни, которые, в конечном итоге, эту жизнь определяют. Тем не менее, те же современники говорили и о самостоятельности Куприна, о том, что у него есть свой голос. Так, в конце 1902 года писатель Б.А. Лазаревский писал А.П. Чехову: «Получил ноябрьскую книжку "Русского богатства" и прочёл рассказ Куприна "На покое". Давно уже такой художественной вещи не читал. И видишь и слышишь голоса тех людей, о которых он пишет. Я за Куприным давно слежу, он вырабатывается, кажется, не быстро, но уже выработался окончательно... Куприн, несомненно, ваш духовный ученик, в каждой фразе это слышно, но, несомненно, он вам не подражает».



В повести «Поединок» он показал жизнь военных. Изображая подпоручика Ромашова, рассказывая о его любви, таком естественном человеческом чувстве, Куприн показывает бесчеловечность окружающего Ромашова мира, в конечном итоге — бесчеловечность военной машины.

 В повести Куприна «Яма» речь идёт о проституции, а вместе с тем — об общественной системе в целом. Социальное зло показывается им как почти неодолимое.

 Действие повести «Молох» происходит на сталелитейном заводе в конце XIX — начале XX веков. Речь идёт о новой для России реальности — капиталистической. Заводская среда здесь —не только среда, формирующая человека, но и равноправный участник действия, символический образ.

   3. История создания повести "Молох".

     Работа Куприна над «Молохом» – образец удивительного трудолюбия. Он сидел над рукописью по четырнадцать часов подряд. Не спал ночи. С бесконечным терпением переписывал каждую строку, каждую страницу. А читателям казалось, будто автору все далось очень легко: и внешняя простота, и напряженное действие, и изящество формы, Как добивался он этого, как понимал  своё призвание? 
     В основу повести легли впечатления, полученные писателем во время поездки весной и летом 1896 года по Донбассу, где он знакомится с рельсопрокатными и сталелитейными промышленными предприятиями. Куприн поступил работать на один из заводов Донбасского бассейна заведующим учета кузницы и столярной мастерской на заводе в Волынцеве. Впечатления, полученные Куприным в ходе работы на заводе, писатель отразил в очерках: « Юзовский завод», « Рельсопрокатный завод».
     Помимо того факта, что для написания повести А.И. Куприн лично изучал производство, о котором писал, о том, как трепетно он относится к вопросам художественного мастерства свидетельствуют и его высказывания: « Если хочешь что-нибудь изобразить...сначала представь себе это совершенно ясно, цвет запах, вкус, положение фигуры, выражение лица, никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или « он как-то неловко вскрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази  позу или голое совершенно отчетливо, чтобы их точно так же видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные...»


  4. Мини-исследование. 

Мини-исследование


     Карикатура П.Н. Троянского отражает отношение к Куприну части современной критики. Два примера.
    
     Пример первый

      Домашнее задание. Прочитать повесть А.Куприна "Гранатовый браслет". 11-А класс готовится к проверочной работе по творчеству М.Горького. Не забываем про сочинение.