Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

 
Русские поэты XX века о России
 
На уроке вы выявите объединяющее начало стихотворений, посвящённых России.
 
Прочитайте информацию об А.А. Ахматовой>> 
 
Прослушайте стихотворение "Мне голос был. Он звал утешно...".
 
Россия в стихотворении Ахматовой определяется как «край глухой и грешный». Выбор лирической героини однозначен: «Но равнодушно и спокойно // Руками я замкнула слух, // Чтоб этой речью недостойной // Не осквернился скорбный дух".
 
Кровавые события 1917 г. стали для Ахматовой «горькой» вехой в истории страны. Их начало она увидела уже в Февральской революции. Будучи в это время в Петрограде, несмотря на стрельбу, Ахматова ходила по городу, наблюдая за происходящим.
Слова край глухой и грешный, кровь, черный стыд, боль поражений и обид воссоздают облик России в дни суровых испытаний.
 
• Что значит для России революция?
• Голос, зовущий покинуть Россию, обещает дать «новое имя» лирической героине. Каково значение словосочетания новым именем?
• Почему этот призыв назван «речью недостойной»?

«Речь недостойная», «голос» искусителя, призывает «осквернить» себя предательством, бросить Россию в «крови», после «поражения» в очередной исторической схватке.
Новое имя — новая история, новое настоящее, прошлое и будущее.
У лирической героини Ахматовой уже есть «имя» — история ее страны. «Поражения» и «обиды» лирической героини тесно связаны с страданиями «края, глухого и грешного». Эту связь нельзя разрушить.

• Каково значение словосочетания «скорбный дух»?
«Скорбный дух» — национальный характер, великое наследие прошлого. Сознание своей роли продолжателя традиций и дает спокойствие в ис-пытаниях, пророческое знание о грядущем.

• Какова художественная идея стихотворения?
Стойкость, мужество, достоинство, верность являются ответом и на искушение, и на исторический вопрос о судьбе России. «Горестным обстоя-тельствам» противостоит русский национальный характер, непобедимый «скорбный дух».

Прочитайте информацию о М.И. Цветаевой>>

• Прочитайте стихотворение «Рябину // Рубили...» на странице 251 в учебнике.
• Сколько раз повторяется слово рябина в стихотворении? О чем это свидетельствует?

• Назовите ключевые слова в стихотворении. 
Прослушайте стихотворение в исполнении Татьяны Дорониной «Красною кистью // Рябина зажглась».

С каким образом связан образ лирической героини в стихотворении «Красною кистью // Рябина зажглась...»?
• Какое слово могло бы стоять в ряду слов рябина, судьбина (горькая, русская)? 
Рябина — судьбина — Марина.
• Какое символическое значение приобретает образ рябины?
Рябина — трагическая судьба России и символ судьбы Марины Цветаевой.
• В каких строчках нашла отражение художественная идея стихотворения? «Рябина — судьбина русская».

Судьба человека тесно связана с судьбой страны. Нарушение этой связи приносит гибель.

Прочитайте информацию о Я.В. Смелякове>>

Прочитайте стихотворение «История» на странице 251.
 
• Найдите в словаре значение слова преемственность.
• Какие слова в стихотворении тесно связаны по смыслу с понятием преемственности?
Современники, тени, шаги истории, ее приметы, мысли и дела. Прошлое и настоящее тесно связаны в сознании лирического героя, стремящегося постигнуть закономерности исторического процесса. 
• Прочитайте четвертую строфу. Какое образно-выразительное средство позволяет почувствовать тесную связь судьбы лирического героя с судьбой родины? Сравнение позволяет понять мысль автора: все мы дети России. Судьба страны и судьба человека — единое целое.
 
 

Познакомьтесь с информацией об А.И. Фатьянове>>

• Прослушайте песню А. Фатьянова «Давно мы дома не были...» (музыка В. Соловьева-Седого).
 

Рефрен («повторять») — в музыке определенный музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения. В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами.
• Прочитайте строки, звучащие как рефрен. Бойцы, уставшие после боя, сидят вокруг стола, на котором догорает свеча. Они вспоминают о родине — сказочной стране.
• Что вспоминают солдаты в трудное военное время? О чем мечтают? Солдаты вспоминают родные места, мечтают вернуться к своим любимым.
• Какова художественная идея стихотворения? В самых тяжелых испытаниях человек бережно хранит в душе образ родины, родной природы, родных людей.
 
Самостоятельно проанализируйте стихотворения А.Я. Яшина «Не разучился ль // ходить за плугом?», А.А. Вознесенского «Муромский сруб»,  А.Д. Дементьева «Волга» (страницы 254-255).
 
Вывод. Все стихотворения поэтов XX в. объединяет стремление лирических героев сохранить внутреннее единство с родиной, ее народом, родной природой. Стихотворения поэтов XIX и XX вв. о России объединяет верность родному дому и памяти предков. Любовь к ним обеспечивает
связь времен и продолжение жизни. Эта мысль является объединяющим началом стихотворений поэтов XIX и XX вв.

 
Домашнее задание. Подготовить интересные факты из жизни В.М. Шукшина. Прочитать рассказ В.М. Шукшина "Микроскоп" (страница 235-246).