Там, где дни облачны и кратки,
Родится племя, которому умирать
не больно.
Петрарка
А.С. Пушкин "Евгений Онегин".
Глава 6. Анализ сцены дуэли.
Эпиграф к 6 главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить: всё ещё обойдётся, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Эпиграф исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушённому читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина её, причина гибели Ленского гораздо глубже, мы уже говорили о ней: Ленский с его наивным, розовым миром не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали, но об этом речь впереди.
-
Как вы думаете, почему Онегин не отказался от дуэли?
-
Не кажется ли вам согласие Онегина на поединок странным?
|
|
Перечитаем строфу 10.
- Какое чувство после вызова испытывает Онегин?
- Найдите слова и словосочетания, которые об этом говорят прямо.
- Каков ритм строк, рисующих раздумья Онегина?
- В чём он себя обвиняет? |
Перечитаем строфу 11.
- Найдите строчки, в которых сквозит покорность, пассивность, неспособность противостоять случившемуся.
- Найдите строчки, в которых звучит голос поэта. Каково мнение поэта о предстоящей дуэли?
- Что осуждает поэт? |
Пушкин осуждает не саму дуэль как способ защиты чести. Здесь он был сыном своего века. Он показывает бессмысленность и жестокость поединка, совершённого в угоду общественному мнению. Введение реплики Чацкого: «И вот общественное мненье!» - подчёркивало, что, в отличие от Онегина, тот не испугался бы сплетен, «хохотни глупцов».
|
Онегин пытается любыми способами избежать дуэли, как отмечает Ю. Лотман.
|
Послушайте комментарий к строфам 27-30.
|
|
Строфа 30 заканчивается строчкой: "роняет молча пистолет" и запятой, - у читателя есть ещё надежда: может, только ранен? Но строфа 31 снимает надежду.
Проанализируем строфы 31-32.
|
- Найдите сравнения, употребляемые поэтом применительно к смерти Ленского.
- Как эти образы помогают понять отношение Пушкина к гибели молодого поэта?
- Что нового вносит строфа 32 в картину смерти, в образ Ленского?
- Какое из всех 3-х сравнений самое страшное? |
Заполните таблицу
|
Ленский - Лемешев
- Почему в сцене описания смерти Ленского перемежаются романтический и реалистический стиль повествования?
Перечитайте строфу 35.
- Сравните поведение Онегина и Зарецкого и сопоставьте их восприятие смерти Ленского.
Онегину невероятно тяжело. Но Зарецкого ничто не мучит. "Ну что ж? убит", - решил сосед.
В 6 строчках два раза повторяется слово страшный. Пушкин нагнетает, сознательно училивает тоску, ужас, охватившие читателя. Вот теперь уже ничего нельзя изменить; то, что произошло, необратимо. И никакие романтические слова так не передали бы ужаса происходящего, как бытовая деталь: "Почуя мёртвого, храпят и бьются кони...".
Перечитайте строфу 36.
- Как относится Пушкин к смерти Ленского?
Ленский ушёл из жизни, уходит и со страниц романа. Наивный мир поэта исчезает - он не мог сохраниться в соприкосновении с окружающим его миром пошлости. Для Ленского возможны были три пути: гибель; разрушение мечтаний - замена их будничной жизнью; и - третий - путь самого Пушкина, пересмотревшего свои романтические увлечения.
Верный своему принципу предельной краткости автор не рассказывает нам, как Ленского привезли домой, как узнала Ольга, что было с Татьяной...
Перечитайте строфы 42-43. Именно здесь, в конце 6 главы, после смерти Ленского, Пушкин прощается со своей молодостью. Это понятно: Ленский и есть молодость Пушкина, мечты, романтизм, восторженное отношение к жизни...
- Как Пушкин называет Онегина?
- Отрекается ли он от него?
- Что нам подсказывает, что Пушкин сочувствует Онегину?
- Почему и в этой сцене Онегин возбуждает не только осуждение, но и сострадание поэта?
Пушкин изображает человека, зависимого от среды, рисует трагедию целого поколения и утверждает идеал общества, которое даёт возможность человеку гармонично развиваться, применять свои силы.
Домашнее задание. Перечитать 7, 8 главы.