Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4549

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

 
 
Финал комедии, его идейно-композиционное значение
 
     Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания о героях произведения Н.В. Гоголя "Ревизор", раскроем роль финала и смысл эпиграфа комедии.
 
     Перечитайте 1-е явление и обратите внимание на поведение городничего.
 
 
     Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минут вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого- нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».
 
               Идейно-композиционная роль любовной интриги состоит в другом. С ней как бы материализуется, вплотную приближается к чиновникам ещё один мираж — образ Петербурга, вожделенный, манящий. Он становится благодаря мнимому сватовству почти реальностью: семья Сквозняка-Дмухановского чуть ли не переезжает в Петербург, Анна Андреевна мечтает об особом "амбре" в своей комнате, Городничий примеряет через плечо орденскую ленту. Материализованный мираж Петербурга конкретизируется в наивных размышлениях героев.
 
 
Образ Петербурга вводится в комедию разными способами. О своем положении в городе рассказывает, завираясь, Хлестаков, образ столицы возникает в его письме к "душе Тряпичкину", о нем мечтают чиновники, своими воспоминаниями о городе делится Осип. Но странное дело, образы вымышленного Петербурга Хлестакова и реального, возникающего в его об­молвках и в письме, почти не отличаются. И в том и в другом случае это город, основанный на страхе, "страхоточивый"город, только в одном случае Хлестакова боится государственный совет, департамент, где при его появ­лении — "просто землетрясенье, все дрожит и трясется, как лист", а в дру­гом случае он сам страшится кондитера, который может оттаскать его за воротник "по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого ко­роля ". Точно так же мыслит себе Петербург и Городничий.
 
     - Что привлекает Сквозника-Дмухановского в петербургской жизни. А Анну Андреевну? 
 
      Единственный из героев, кто не испытывает страха при упомина­нии о Петербурге, это Осип: он стоит вне чиновничье-бюрократической иерархии, основанной на страхе, и ему нечего бояться.
 
     - Покажите Петербург Осипа. Почему жизнь в столице видится ему "тонкой и политичной"?
 
     - Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами ? (2-е явление V действия).
 
 
     «Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей город­ничего: из животной радости он переходит в животную злобу... Он пере­считывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали...») В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников. В этом мире пре­ступном кто вывернется, у того и права и сила.
 
     - Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире? Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками — это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государ­ственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин зна­чил все!
     - Что, по-вашему, является развязкой комедии? Появление почтмейстера с письмом. И венчает пьесу немая сцена.
 
 
     Толкование в критике немой сцены неоднозначно. Но сам автор сравнивал немую сцену с «живой картиной» - в «живой картине» жизнь остановлена, но и в тоже время в застывших фигурах мы узнаем черты знакомых и вовсе не чуждых нам людей».
     Какова же идейно-композиционная роль немой сцены? Одна из самых важных идей "Ревизора" — идея неизбежного ду­ховного возмездия, гроза грядущего нравственного закона, суда кото­рого не сможет избежать ни один человек. Внушение читателю и зрите­лю мысли об этом суде было одной из главных творческих задач писа­теля. Поэтому "немая сцена" обретает широкий символический смысл, почему и не поддается какой-либо однозначной трактовке. Именно поэтому столь разнообразны толкования немой сцены. Ее трактуют как художественно воплощенный образ Страшного суда, перед кото­рым человек не сможет оправдаться ссылками на то, что за всяким ум­ным человеком "водятся грешки"; проводят аналогии между "немой сценой" и картиной Карла Брюллова "Последний день Помпеи", смысл которой сам Гоголь видел в том, что художник обращается на истори­ческом материале к ситуации сильного "кризиса, чувствуемого целою массою". Схожий кризис переживают в минуту потрясения и персона­жи "Ревизора", подобно героям картины Брюллова, когда "вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств", запечатлена художником в последний момент земного бытия. Уже поз­же, в 1846 г., в драматических отрывках "Развязка "Ревизора" Гоголь предложил совсем иное толкование "немой" сцены". "Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! — говорит Первый комический актер. — Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?.. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прики­дываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заста­вит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему по­веленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее".
     Так или иначе, но появление жандарма, извещающего о прибытии из Петербурга "по именному повелению" ревизора уже настоящего, "поражает как громом всех, — говорится в авторской ремарке. — Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг пе­ременивши положение, остается в окаменении".  
 "Немая сцена" имеет и очень важную композиционную роль. В момент чтения письма уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия, — страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех из­вестие о прибытии истинного ревизора, вновь объединяет людей ужа­сом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают исчерпан­ность героев в их бесплодной погоне за миражом. Именно поэтому нельзя сказать, что чиновники и нового ревизора примут так же, ка Хлестакова: слишком глубока и окончательна их исчерпанность в ми ражной жизни. Это позволяет говорить об окончательном переходе комического в трагическое в "немой сцене".
    
  Гоголь верил в то, что силой смеха можно изменить к лучшему мир и человека в этом мире. "Многое возмутило бы человека, — пишет Гоголь в заключительном монологе автора в «Театральном разъезде...", - было представлено в наготе своей; но, озаренное силою смеха, несет оно уже примиренье в душу. <...> Несправедливы те, которые говорят, что смех не действует на тех, противу которых устремлен, и что плут первый посмеется над плутом, выведенным на сцену... насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете». Именно поэтому смех в "Ревизоре" — по преимуществу сатирический, направленный на отрицание осмеиваемого порока, присущего социальной или частной жизни человека.  Сатира, по мысли Гоголя, призвана исправлять человеческие пороки, и в этом ее высокое общественное значение. Такое понимание роли смеха определяет его направленность не на конкретного человека, чиновника, не на конкретный уездный город, но на сам порок. Гоголь показывает, сколь страшна участь человека, пораженного им. Это предопределяет еще одну особенность смешного в пьесе: сочетание комического с драматизмом, который заключен в несоответствии изначального высокого предназначения человека и его нереализованности, исчерпанности в погоне за жизненными миражами. Исполнены драматизма и заключительный монолог Городничего, мнимое сватовство Хлестакова, но кульминацией трагического, когда комическое вовсе уходит на второй план, становится "немая сцена". Гоголь показывает, сколь страшна участь человека, пораженного им. Это предопределяет еще одну особенность смешного в пьесе: сочетание комического с драматизмом, который заключен в несоответствии изначального высокого предназначения человека и его нереализованности, исчерпанности в погоне за жизненными миражами. Исполнены драматизма и заключительный монолог Городничего, мнимое сватовство Хлестакова, но кульминацией трагического, когда комическое вовсе уходит на второй план, становится "немая сцена".
        
     Итак, подведем итог в работе над пьесой. Перед нами, читателями, прошла жизнь уездного города в прошлом и настоящем. А что ожидает городничего и чиновников в будущем, каждый пьесу допишет по-своему. А теперь постараемся обобщить то, с чем мы познакомились на предыдущих уроках. По вопросу о главных героях комедии Хлестаков и городничим в литературоведении существуют разные мнения.
 
     - Как вы думаете, кто является главным героем в комедии? 
     - Каков временной отрезок, в течение которого развивается действие «Ревизора»? Скорее всего, действие охватывает двое суток, так как Хлестаков во 2-ом явлении IV действия говорит: «Кажется, они вчера мне подсунули что-то завтраком: в голове до сих пор стучит». В 6-ом явлении IV действия он спрашивает Артемия Филипповича: «Скажите, пожалуйста, мне кажепи как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»
     - Какое историческое время отражено в комедии? Что мы знаем об этом времени? 1830— 1831 годы - это время царствования Николая I. Н.В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы, однако, комедия «Ревизор» - это художественное произведение, его особенность в том, что писатель не копирует жизнь, а переосмысли­вает факты через художественный вымысел. Драматург настолько глу­боко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел да­леко за пределы конкретного места и времени. Уездный город 30-х годов XIX века превратился в символ самодержавной России.
 
     Итак, в центре комедии писателем выведены два образа: городни­чего и Хлестакова.
 
 Хлестакова нельзя считать сознательным мошенником и обычным вралем. Живя в гостинице, он и не собирался выдавать себя за важного чиновника, так как был озабочен толькотем,  как попол­нить кошелек, истощившийся после солидного проигрыша в карты, и как лишний раз пообедать, если не «за счет аглицкого короля», то хотя бы в долг. Лишь в четвертном действии герой начинает дога­дываться, что его приняли за «государственного человека», чуть ли не за генерал-губернатора. Хлестаков, однако, быстро вошел в роль и в конце концов стал даже свысока разговаривать с чиновниками и просителями, и это не случайно. В его натуре было заложено (или сформиро­вано обстоятельствами) стремление казаться, стать другим, подняться хотя бы на ступеньку выше по служебной лестнице. Постоянное уни­жение личности, ущемление всяческих прав вызвало в нем ответное желание хотя бы в фантазии сравниться с сильными мира сего, а при случае, пустить пыль в глаза. Еще до встречи с городничим, узнаем мы из комедии, он мечтал о карете с фонарями, с лакеем не запятках, о ви­зите к какому-нибудь помещику. Хлестаков действительно врет, не за­думываясь о сказанном, то есть он говорит и действует, без всякого со­ображения. Ложь его по воле случая направлена в одно русло: он богат, знатен, знаменит и всемогущ. Чем больше, изощреннее лжет Хлеста­ков, тем больше трясутся чиновники от страха.            
   - А как ведут себя чиновники и Хлестаков? 
 
   Заполните  таблицу, используя цитаты из текста.
 
 
     Н.В. Гоголь, как и В.Г. Белинский, видел в Хлестакове ничтожно­го, пустейшего человека, которого только страх чиновников возвел в ранг влиятельного лица, но нельзя считать его полным ничтожеством. Он ничем не отличается от остальных людей, чиновников уездного го­рода. Сущность его характера - неопределенность, легкость, легкомыс­лие, мечтательность.
 
     
     В.Г. Белинский в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник—Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приоб­ретения их — взяточничество , казнокрадство, низкопоклонство и под-личанье перед властями, знатностью и богатством, ломаньем и скот­ская грубость перед низшим себя. 
     Слова городничего: «Тридцать лет живу на службе, ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обма­нывали; пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, под­девал на уду; трех губернаторов обманул!...что губернаторов, нечего и говорить про губернаторов», - показывают, во что превращалась дея­тельности чиновников, управлявших уездами, губерниями Российской империи 30-х годов XIX века.
     Таким образом, все они подобно Сквознику—Дмухановскому, не пропускали того, что плыло в руки, всеми средствами создавали такие условие, чтобы обогащаться; презирали народ и ненавидели честное слово правды. А каковы чиновники высших учреждений, если судить о них по основании того, что говорится в комедии Гоголя? Об этом можно су­дить по диалогу начала первого явления IV действия. Спор ведется лишь о форме вручения взятки, а сама необходимость и естественность такого подношения столичному ревизору никем не оспаривается, все уверены, что так должно быть в благоустроенном государстве.
     Слова, которые Гоголь дал городничему в его последнем монологе и которые стали пословицей — «Чему смеетесь? Над собой смеетесь! — по смыслу тесно связаны с эпиграфом комедии «На зеркало неча пе­нять, коли рожа крива». Автор подчёркивает, что каждый характер взят из жизни и за каждым героем «Ревизора» скрыва­ется целая галерея подобных людей, порожденный определенными социальными условиями.
 
     - Что такое «Хлестаковщина»? Бахвальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, что ты являешься не самом деле, пристра­стие к рисовке, соединенное с внутренней пустотой, легкомыслием, без­ответственностью, тщеславием. У Хлестакова эти качества получают своеобразное воплощение: как говорит Гоголь «он лжете чувством; в гла­зах его выражается наслаждение, получаемое им от этого».
 
     Домашнее задание: подготовиться к практической работе по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".