Используя материалы статьи и учебника (стр. 66-67), подготовьте устный рассказ «Вехи жизни Г.Р. Державина» по плану.
- Место рождения, обучения, службы.
- Петербург, поэтическая работа.
- Г.Р. Державин — сенатор Екатерины II, казначей Павла I, министр юстиции Александра I.
- Отставка, литературное творчество.
- Новые формы поэзии.
Каким изобразил поэта художник В.Л. Боровиковский? Кто перед вами: поэт или государственный деятель? Близок ли портрет вашему представлению о поэте Г.Р. Державине?
Найдите в словаре понятий и терминов определение "сатира" и запишите его в тетрадь.
Внимательно прочитайте текст сатиры "Властителям и судиям" в учебнике на стр. 69.
Легко ли вам было читать сатиру? Как вы поняли её смысл и какова, по-вашему, её главная мысль? Сформулируйте ваши впечатления от прочтения текста.
Внимательно прочитайте первую строфу стихотворения.
Подумайте, как бы вы истолковали фразу "земных богов во сонме их"? Как вы думаете, о ком говорит поэт?
Запишите в тетрадь:
Сонм (устар.) - собрание, множество.
Доколе - до каких пор.
Рек - произнёс.
Запишите в тетрадь: Первая строфа описывает данность: «земные боги — правители — щадят «неправедных и злых». Всевышний долго это терпел и «восстал», чтобы судить.
Внимательно прочитайте вторую и третью строфы стихотворения.
Подумайте, от лица кого дана речь в этих строфах? Как вы понимаете строки: какой посыл содержат эти строки?
Как вы понимаете строки:
...Злодейства землю потрясают
Неправда зыблет небеса.
Запишите в тетрадь:
Очеса - очи, глаза.
Зыблет - колеблет.
Внимательно прочитайте четвёртую строфу стихотворения.
Поразмышляйте, кто вслед за богом обращается к царям.
Выразительно прочитайте шестую строфу.
Каков смысл сравнений "как с древ увядший лист падет", "как ваш последний раб умрет"?
Какие слова противопоставлены по смыслу в седьмой строфе? Какая просьба звучит в четверостишии?
Объясните значения слов: правый, лукавый, карать.
Запишите в тетрадь: Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают гнев поэта, и в последних трёх строфах он требует наказания виновных.
Для стихотворения Державина свойственно обращение к общественной проблематике, утверждение идей просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности, стремления запечатлеть существенные стороны жизненного явления, деление героев на положительных и отрицательных.
Домашнее задание.
- Прочитать вводную статью учебника к главе о Д.И. Фонвизине. Составить тезисный план статьи.
- Прочитать комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль".
- Подобрать цитаты - подписи под иллюстрациями Н.Муратова.