Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4549

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат


 
Художественная идея
стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям»

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.(А.С. Пушкин.)
     На уроке вы будете работать с учебником, словарём понятий и терминов, дополнительными материалами, выявите художественную идею стихотворения Г.Р. Державина "Властителям и судиям".
Внимательно прочитайте статью В.И. Фёдорова о Гаврииле Романовиче Державине
Используя материалы статьи и учебника (стр. 66-67), подготовьте устный рассказ «Вехи жизни Г.Р. Державина» по плану.
 
  1. Место рождения, обучения, службы.
  2. Петербург, поэтическая работа.
  3. Г.Р. Державин — сенатор Екатерины II, казначей Павла I, министр юстиции Александра I.
  4. Отставка, литературное творчество.
  5. Новые формы поэзии.
Рассмотрите портрет Г.Р. Державина



В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина


      Каким изобразил поэта художник В.Л. Боровиковский? Кто перед вами: поэт или государственный деятель? Близок ли портрет вашему представлению о поэте Г.Р. Державине?


Найдите в словаре понятий и терминов определение "сатира" и запишите его в тетрадь.


Внимательно прочитайте текст сатиры "Властителям и судиям" в учебнике на стр. 69.


          Легко ли вам было читать сатиру? Как вы поняли её смысл и какова, по-вашему, её главная мысль? Сформулируйте ваши впечатления от прочтения текста.


Внимательно прочитайте первую строфу стихотворения.


Подумайте, как бы вы истолковали фразу "земных богов во сонме их"? Как вы думаете, о ком говорит поэт?


Запишите в тетрадь:


       Сонм (устар.) - собрание, множество.

       Доколе - до каких пор.

       Рек - произнёс.


Запишите в тетрадь: Первая строфа описывает данность: «земные боги — правители — щадят «неправедных и злых». Всевышний долго это терпел и «восстал», чтобы судить.


Внимательно прочитайте вторую и третью строфы стихотворения.


Подумайте, от лица кого дана речь в этих строфах? Как вы понимаете строки: какой посыл содержат эти строки?


Как вы понимаете строки:


       ...Злодейства землю потрясают

       Неправда зыблет небеса.


Запишите в тетрадь:


       Очеса - очи, глаза.

       Зыблет - колеблет.


Внимательно прочитайте четвёртую строфу стихотворения.


Поразмышляйте, кто вслед за богом обращается к царям.


Запишите в тетрадь: Мы слышим голос автора — земного человека, который увидел, что цари «Как я подобно, страстны // И так же смертны, как и я». Страстны — подвержены действию страстей, сильных чувств.


Выразительно прочитайте шестую строфу.

Каков смысл сравнений "как с древ увядший лист падет", "как ваш последний раб умрет"?

Какие слова противопоставлены по смыслу в седьмой строфе? Какая просьба звучит в четверостишии?

Объясните значения слов: правый, лукавый, карать.

Запишите в тетрадь: Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают гнев поэта, и в последних трёх строфах он требует наказания виновных.

Для стихотворения Державина свойственно обращение к общественной проблематике, утверждение идей просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности, стремления запечатлеть существенные стороны жизненного явления, деление героев на положительных и отрицательных.


Домашнее задание.

  1. Прочитать вводную статью учебника к главе о Д.И. Фонвизине. Составить тезисный план статьи.
  2. Прочитать комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль".
  3. Подобрать цитаты - подписи под иллюстрациями Н.Муратова.