Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
Художественная идея стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям» Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.(А.С. Пушкин.) На уроке вы будете работать с учебником, словарём понятий и терминов, дополнительными материалами, выявите художественную идею стихотворения Г.Р. Державина "Властителям и судиям". Внимательно прочитайте статью В.И. Фёдорова о Гаврииле Романовиче Державине. Используя материалы статьи и учебника (стр. 66-67), подготовьте устный рассказ «Вехи жизни Г.Р. Державина» по плану.
Рассмотрите портрет Г.Р. Державина. В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина Каким изобразил поэта художник В.Л. Боровиковский? Кто перед вами: поэт или государственный деятель? Близок ли портрет вашему представлению о поэте Г.Р. Державине? Найдите в словаре понятий и терминов определение "сатира" и запишите его в тетрадь. Внимательно прочитайте текст сатиры "Властителям и судиям" в учебнике на стр. 69.
Внимательно прочитайте первую строфу стихотворения. Подумайте, как бы вы истолковали фразу "земных богов во сонме их"? Как вы думаете, о ком говорит поэт? Запишите в тетрадь: Сонм (устар.) - собрание, множество. Доколе - до каких пор. Рек - произнёс. Запишите в тетрадь: Первая строфа описывает данность: «земные боги — правители — щадят «неправедных и злых». Всевышний долго это терпел и «восстал», чтобы судить. Внимательно прочитайте вторую и третью строфы стихотворения. Подумайте, от лица кого дана речь в этих строфах? Как вы понимаете строки: какой посыл содержат эти строки? Как вы понимаете строки: ...Злодейства землю потрясают Неправда зыблет небеса. Запишите в тетрадь: Очеса - очи, глаза. Зыблет - колеблет. Внимательно прочитайте четвёртую строфу стихотворения. Поразмышляйте, кто вслед за богом обращается к царям. Запишите в тетрадь: Мы слышим голос автора — земного человека, который
увидел, что цари «Как я подобно, страстны // И так же смертны, как и я». Страстны —
подвержены действию страстей, сильных чувств.
Выразительно прочитайте шестую строфу. Каков смысл сравнений "как с древ увядший лист падет", "как ваш последний раб умрет"? Какие слова противопоставлены по смыслу в седьмой строфе? Какая просьба звучит в четверостишии? Объясните значения слов: правый, лукавый, карать. Запишите в тетрадь: Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают гнев поэта, и в последних трёх строфах он требует наказания виновных. Для стихотворения Державина свойственно обращение к общественной проблематике, утверждение идей просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности, стремления запечатлеть существенные стороны жизненного явления, деление героев на положительных и отрицательных. Домашнее задание.
|