Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4549

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Имя существительное в роли определения
 
Здравствуйте, ребята! 
 
Сегодня на уроке мы будем учиться сопоставлять и отличать имя существительное в роли дополнения и в роли определения, конструировать словосочетания с существительными в роли определений.
 
 
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
 
Задание 1.
 
Прочитайте предложения. Составьте в тетради их схемы. Предложения списывать не нужно.
 
1) Прилетают пернатые гости Севера: красавцы снегири, нарядные свиристели.
2) Ягоды, грибы, орехи – всё это есть в лесу.
3) Учение и труд рядом живут.
4) В лесах растут различные кустарники: и малина, и шиповник, и орешник.
5) Коля, Вася и Саша –  эти ребята рано утром отправились за грибами.
 
Задание 2. 
 
Блиц-опрос "Кто хочет стать миллионером?"
 
 
Вспомните!
 
В предложении имена существительные могут быть любым членом предложения — главным или второстепенным.
 
 
Как вы думаете, каким ещё членом предложения может быть имя существительное?
 
 
Что такое определение?
 
Запомните!
 
Имя существительное в предложении может быть определением.
 
 
Алгоритм
Разграничение имён существительных в роли дополнения и в роли определения.
 
1) Найти имя существительное.
2) Установить его связь с другими словами в предложении.
3) Если есть связь с именем существительным, попробовать заменить синонимичным сочетанием прил. + сущ. и определить значение (предмета или признака).
4) Если замена возможна и есть значение признака, существительное в роли определения.
5) Если замена невозможна и есть значение предмета, существительное в роли дополнения.
 
Запишите в лингвистическую тетрадь (раздел "Синтаксис").
 
Задание 3.
 
Преобразуйте словосочетания так, чтобы в роли определения было имя существительное. 
 
 
Стальная труба -
малиновое варенье -
стеклянная трубка -
апельсиновый джем - 
 
Приведите 1–2 аналогичных примера.
 
Задание 4.
 
Выполните в тетради упражнение 449.
 
Рефлексия.
 
1. Дополните зарифмованное правило А.И. Косоговского «Определение» полученными на уроке сведениями (можно прозой, можно стихами):
 
Определение
 
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты...
 
2. В тетради на полях рядом с выполненными заданиями нарисуйте карандашом смайлик.