Имя существительное в роли определения
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы будем учиться сопоставлять и отличать имя существительное в роли дополнения и в роли определения, конструировать словосочетания с существительными в роли определений.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Задание 1.
Прочитайте предложения. Составьте в тетради их схемы. Предложения списывать не нужно.
1) Прилетают пернатые гости Севера: красавцы снегири, нарядные свиристели.
2) Ягоды, грибы, орехи – всё это есть в лесу.
3) Учение и труд рядом живут.
4) В лесах растут различные кустарники: и малина, и шиповник, и орешник.
5) Коля, Вася и Саша – эти ребята рано утром отправились за грибами.
Задание 2.
Блиц-опрос "Кто хочет стать миллионером?"
Вспомните!
В предложении имена существительные могут быть любым членом предложения — главным или второстепенным.
Как вы думаете, каким ещё членом предложения может быть имя существительное?
Что такое определение?
Запомните!
Имя существительное в предложении может быть определением.
Алгоритм
Разграничение имён существительных в роли дополнения и в роли определения.
1) Найти имя существительное.
2) Установить его связь с другими словами в предложении.
3) Если есть связь с именем существительным, попробовать заменить синонимичным сочетанием прил. + сущ. и определить значение (предмета или признака).
4) Если замена возможна и есть значение признака, существительное в роли определения.
5) Если замена невозможна и есть значение предмета, существительное в роли дополнения.
Запишите в лингвистическую тетрадь (раздел "Синтаксис").
Задание 3.
Преобразуйте словосочетания так, чтобы в роли определения было имя существительное.
Стальная труба -
малиновое варенье -
стеклянная трубка -
апельсиновый джем -
Приведите 1–2 аналогичных примера.
Задание 4.
Выполните в тетради упражнение 449.
Рефлексия.
1. Дополните зарифмованное правило А.И. Косоговского «Определение» полученными на уроке сведениями (можно прозой, можно стихами):
Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты...
2. В тетради на полях рядом с выполненными заданиями нарисуйте карандашом смайлик.