Профессор Доуэль и профессор Керн
Дорогие ребята!
На примере произведения А.Р. Беляева мы поговорим о том, что задача научно-фантастического романа – решение нравственных проблем, стоящих перед человечеством.
Наверное, все вы читали сказки. Там есть добрые и злые герои. Одни представляют Добро, другие – Зло. Если бы мы отнесли произведение «Голова профессора Доуэля» к сказке, то увидели бы, кто из героев представляет сторону добра, а кто - сторону зла.
Учёных можно сравнить с волшебниками. Они делают то, что не могут делать обычные люди, они в состоянии изменить мир, уничтожить его.
Если бывают злые и добрые волшебники, то могут ли быть злые и добрые учёные.
Рассмотрим, что может двигать злыми учёными (волшебниками от науки) и добрыми учёными (волшебниками).
Итак, тема урока может звучать так:
добрые и злые волшебники от науки.
Докажем на основе прочитанных вами глав, что «Голова профессора Доуэля» – научно-фантастический роман.
Вспомним признаки научно-фантастического романа и сопоставим с произведением.
Героем научной фантастики часто является учёный, профессор. Вспомним профессоров Челленджера и Саммерли из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир». Такой герой, как и сама наука, которой он служит, может или стремиться к добру и счастью человечества, или мечтать об уничтожении одной половины человечества во имя другой, преследовать личные цели, видеть в науке средство для достижения славы, власти.
- В чём была разница между профессором Доуэлем и профессором Керном?
- Какова цель Доуэля и Керна?
Устно ответьте на вопросы 4-7 учебника (с.122-123).
- Чем опасны такие люди, как Керн?
Вспомните слова Шерлока Холмса произнесённые в известном рассказе А. Конан Дойла «Пёстрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!.. Когда врач совершает преступления, он ужаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...».
Наука – очень опасное оружие в преступных руках.
- Могут ли быть такие знания, которые для человечества опасны? От которых больше вреда, чем пользы. Рассмотрите таблицу.
- Можете ли вы предположить, что существовали открытия, которые учёные прятали от общества?
Когда врач получал диплом, начиная с древнегреческих времён, он должен был давать «клятву Гиппократа» - своеобразный кодекс чести врача – что он может делать, а что он, что бы ни случилось, делать не может. Давайте предположим, что нам поручили составить клятву учёного, его кодекс чести. Какие статьи вы бы в него включили (запишите в тетради по литературе).
Кодекс чести учёного
1.
2.
3. ...
Задание к следующему уроку.
Прочитать статью о Р.Брэдбери на странице 123.