Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
В.П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет" Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о рассказе Виктора Петровича Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Вы определите нравственную проблематику рассказа, раскроете автобиографический характер произведения, мечты и реальность военного детства, дружескую атмосферу, сплотившую жителей деревни.
Уточните в словаре понятий и терминов значение понятия «автобиография». Вспомните, какие автобиографические произведения вы уже читали на уроках литературы. Интересно ли читать такие произведения, возникает ли у вас особое отношение к герою автобиографического произведения?
В.П. Астафьев начинал литературную деятельность как детский писатель. Его рассказы о детстве составили единую и целостную книгу «Последний поклон». Жанр повести «Последний поклон» характерен для В. Астафьева: это повесть, состоящая из рассказов. В повести автор воспроизводит через личные переживания одного человека рассказ о поколении людей, чьё детство выпало на трудные предвоенные годы.
Уточните в словаре понятий и терминов значение цикла как особого жанрового образования. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является последней главой из книги (цикла рассказов) «Последний поклон».
Подготовьте пересказ фрагмента о подготовке к приезду в деревню фотографа. Подумайте, почему приезд фотографа в деревенскую школу назван «неслыханно важным» событием.
Опираясь на текст, воссоздайте картину жизни села. Подумайте, какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночёвку. Как вы объясняете троекратное повторение: «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»?
Найдите описание состояния главного героя, когда его зовут фотографироваться. Обратите внимание на средства выразительности, использованные автором, которые помогли вам ощутить его боль. Объясните, что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз, как это характеризует жизнь ребят в деревне.
Подумайте, как автор раскрывает тему дружбы в рассказе. Найдите в тексте ответ на вопрос, почему герою рассказа так было важно, чтобы его «засняли» в школе. Объясните, почему на фотографии не оказалось не только героя, но и его друга Саньки. Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку?
Проследите, с помощью каких деталей описания создаётся в рассказе образ бабушки. Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, составьте её речевую характеристику.
Автор неожиданно прерывает рассказчика сообщением о писателе Яшине, т.е. рассказ ведётся как бы с двух точек зрения: от лица юного героя и взрослого писателя.
Проанализируйте детали рассказа, которые позволяют увидеть жизнь в Овсянке тогдашнюю и современную. Подумайте, кто, например, даёт в рассказе оценку сельскому учительству. Объясните, почему герой рассказа не забыл малоприметное лицо учителя.
Подготовьте рассказ о деревенском учителе:
Рассказ кончается утверждением, что «деревенские фотографии — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Ознакомьтесь с дополнительным материалом и обоснуйте мысль, что рассказ Астафьева — это тоже своеобразная история нашего народа.
Писатель назвал «Последний поклон», куда входит и рассказ «Фотография, на которой меня нет», самой заветной, самой свободной и искренней порой «до глупости» своей книгой. Подумайте, какими качествами рассказ отвечает этой авторской самооценке.
С появлением этой книги от многих читателей в адрес писателя пошли письма. Общая мысль в них: «Вы хотели рассказать о своей бабушке, о своих близких, а рассказали обо всех нас, детях и взрослых того времени...». В одном из своих писем Виктор Петрович Астафьев сам дал оценку своей книги: «Шлю Вам свою книжку, ту самую, ради которой, наверное, и родила меня мать».
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу В.П. Астафьева. Какой эпизод проиллюстрировал художник И. Пчёлко? Такими ли вы представляли себе героев?
Тест
Спасибо за работу!
|