Истоки детективной литературы
(Э. По. «Убийство на улице Морг»)
Дорогие ребята!
Сегодня на уроке вы поработаете с рассказом Эдгара По "Убийство на улице Морг", закрепите особенности детективного жанра.
Рассказ «Убийство на улице Морг», написанный в 1841 году, положил начало классической детективной литературе. Впервые на страницах художественного произведения появился образ детектива-любителя, наделённого необыкновенными способностями к логическому анализу.
Рассказ впервые опубликован в Филадельфии в апреле 1841 года. Считается, что при работе над текстом, Эдгар По вдохновлялся напечатанными в форме рассказов в 1838 году «Неопубликованными страницами жизни Видока, французского министра полиции», достаточно сомнительной подлинности. Некоторые биографы писателя утверждают, что Дюпен был списан с образа самого Видока – известного преступника, пирата, грабителя, авантюриста и дамского угодника, который стал основателем французской тайной полиции Сюртэ с персоналом из бывших уголовников. Что касается сюжетного поворота рассказа, По, вероятно, вспомнил, как в Масонской Зале в Филадельфии, летом 1839 года демонстрировали орангутанга.
Судьба рукописи также была непростой. Дважды её выбрасывали, и дважды вытаскивали из мусорного ведра с тем, чтобы сохранить для истории. Сегодня оригинал рукописи хранится в Гуманитарном Университете имени И. Дрекселя.
Главный герой произведения Огюст Дюпен – не полицейский. Он даже не сыщик, он просто – аналитик. Он стоит в стороне от совершившегося преступления, рассматривая его не более чем интересный факт. Дюпен не ведёт следствие, не раскрывает убийство, а решает сложную задачу, получая от этого удовольствие.
Наверное, в какой-то мере, Дюпен – прототип и самого автора. Сам Эдгар По был хорошим аналитиком и любителем разгадывать различные загадки – от различных шифров (вспомним «Золотого жука» и заканчивая мистическими гаданиями), и наделил любопытством к любой тайне и своего героя.
Давайте проанализируем, соответствует ли композиция данного рассказа построению классического произведения детективной литературы?
Выделим основные составляющие его части.
Мораль в рассказе в прямом виде не присутствует, по той причине, что ни орангутанг, ни его хозяин не могут быть привлечены к ответственности за убийство. Огюст Дюпен – аналитик, и его цель – решить интересную, сложную задачу. Герой – большой любитель и знаток литературы, человек с живым воображением и удивительными аналитическими способностями.
- Как вы думаете, почему и когда Дюпен решил вмешаться в ход расследования?
Во-первых, Дюпен решил вмешаться, когда арестовали невинного человека, которому он к тому же «обязан» за какую-то услугу. Во-вторых, для Дюпена подобное расследование есть пища для ума, тот самый «источник живейшего наслаждения», о котором мы говорили выше. Отсюда его фраза: «Такое расследование нас позабавит».
- Почему Дюпен не сообщает рассказчику готовых выводов, а постепенно, ставя перед ним всё новые и новые вопросы, подводит своего собеседника к самостоятельному решению? Какова цель Дюпена и какова цель автора?
Дюпену самому интересно выстроить цепь логических умозаключений, приводящих к выводам об убийце, об убийстве, о том, как убийца бежал, и он считает, что каждому это будет так же интересно, как ему. Логический анализ – достойное человеческого мозга занятие. Автору же важно показать личность Дюпена, его аналитические возможности, логику раскрытия преступления, а сделать это удобнее всего именно таким образом: герой в беседе с другом ставит вопросы и приходит к определённым выводам.
- Как вёл себя Дюпен с изобличённым матросом? Почему тот верит ему?
Дюпен не хочет запугивать человека, напротив, он успокаивает моряка, говорит, что верит в его невиновность, ручается своим словом, что с тем ничего худого не случится: «Даю вам слово француза и порядочного человека: у нас самые добрые намерения». Его спокойствие, искренность, уверенность в том, что невиновный не должен пострадать, убеждают матроса довериться Дюпену.
- Каким человеком вам представляется рассказчик?
- Попробуйте воссоздать его характер, исходя из того, что он говорит о себе.
- Почему рассказчик и Дюпен стали друзьями? Что сблизило их?
- Какую роль играет рассказчик в раскрытии преступления?
- С какой целью автор вводит «второго героя»?
Тот, от чьего имени ведётся повествование, – порядочный и добрый человек, тоже большой любитель книг. Он искренне расположен к Дюпену, отдаёт должное его уму и способностям. То, что Дюпен умнее его, он воспринимает как должное. В разговоре с ним Дюпен выстраивает свои логические умозаключения. Рассказчик со своим средним умом, с непониманием причин преступления служит как бы той точкой отсчёта, с которой сравнивается ум самого Дюпена. Кроме того, реплики рассказчика подталкивают Дюпена, заставляя продолжать объяснения, то есть, как бы помогают развитию действия.
Задание
На альбомном листе нарисуйте Огюста Дюпена. На обратной стороне напишите его литературный портрет.
Вывод
Мы проанализировали истоки детективного жанра и убедились, что в основе его лежит аналитика, а мораль является важной, но не определяющей категорией.
Рефлексия
Домашнее задание
1. Прочитайте статью о Конан Дойле в учебнике (с. 89–90).
2. Прочитайте рассказ А. Конан Дойла «Горбун» (учебник, с. 4–1, часть III).