В.В. Маяковский: жизнь и творчество.
Ранняя лирика поэта.
(2 часа)
План урока.
- Слово о поэте.
- Видео-урок "Творчество В.В. Маяковского в дооктябрьский период".
- Тест по видео-уроку.
- Знакомство с поэмой "Облако в штанах".
- Конспектирование статьи Т.В. Недозирной, Л.А. Скубачевской "Поэма "Облако в штанах".
1. Слово о поэте.
Вы уже много знаете о жизни и творчестве поэтов ХХ века. К сожалению, в суровое время первой мировой войны и русских революций многим их них выпала тяжелая доля.
Гумилева расстреляли, стихи его запретили, Мандельштам погиб в лагере, стихи его не печатали, Пастернака после Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» затравили, покончили с собой Есенин и Цветаева, горькая доля досталась Ахматовой.
Маяковский же был искусственно выдвинут вперед. В течение нескольких десятилетий его печатали миллионными тиражами, цитировали к месту и не к месту. Теперь, когда наконец воссоздается подлинная история русской литературы ХХ века, может быть, Маяковскому нет в ней вообще места, раз по указанию Сталина он был объявлен «лучшим и талантливейшим»? Нет, это не так. Маяковский, очищенный от официального «хрестоматийного глянца», остался поэтом истинным, не дутой фигурой, и по праву занимает место в первом ряду русской поэзии. Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагичной оказалась и судьба его стихов. |
«Маяковского стали вводить принудительно, как картошку при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он не повинен», — писал Пастернак в 1956 году. Маяковского превращали в певца и пропагандиста тоталитарного режима. Торжествовала официальная трактовка жизни поэта, в основе которой лежал подлог: произведения Маяковского, написанные в 20-е годы и отразившие именно это время, еще не схлынувшую революционную волну, переадресовывались более поздней эпохе. В нашей же истории разница между 20 и 30 годами была весьма существенной. 1929 год действительно знаменовал собой великий трагический перелом всей жизни. Канонизация Маяковского началась после высокой оценки Сталиным в 1936 году, его поэзия использовалась для воспевания сталинского режима, принесшего насильственную коллективизацию, разорение села, голод, массовые репрессии. Его использовали для политической и эстетической демагогии, для создания «нарисованного мира», для этого «выдирали» отдельные строчки из произведений. Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» выброшены были, например, строфы о ненависти поэта к культу вождя:
Если б
Был он
Царствен и божествен,
Я б
От ярости
Себя не поберег,
Я бы
Стал бы
В перекоре шествий,
Поклонениям
И толпам поперек.
Я б
Нашел
Слова
Проклятья громоустого,
И пока растоптан я
И выкрик мой,
Я бросал бы
В небо
Богохульства,
По Кремлю бы
Бомбами метал:
Д о л о й!
Не в чести у идеологических властей была сатира Маяковского, под негласным запретом его пьесы — они не ставились почти три десятилетия.
Трагическая суть противоречий поэта в том, что он принял классовые, революционные, а потом советские интересы за высшие, общечеловеческие, за «веленье божие». Зловещий символ — поэт с замком на губах — и выразил противоречия в душе и в творчестве Маяковского. В поэме «Во весь голос» прозвучали горькие признания:
И мне агитпроп
В зубах навяз,
И мне бы строчить
Романсы на вас —
Доходней оно и прелестней.
Но я
Себя
Смирял,
Становясь
На горло
Собственной песне.
Марина Цветаева написала об этом: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой... Маяковский кончил сильнее, чем лирическим стихотворением — выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского — поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил...»
Да, жизнь человека Маяковского оборвалась с его выстрелом, жизнь поэта Маяковского продолжается. Его вера в силу свободного слова дойдет до потомков через годы и головы правительств:
Я знаю силу слов, я знаю слов набат,
Они не те, которым рукоплещут ложи.
От слов таких срываются гроба
Шагать четверкою своих дубовых ножек.
Бывает, выбросят, не напечатав, не издав.
Но слово мчится, подтянув подпруги,
Звонят века, и подползают поезда
Лизать поэзии мозолистые руки.
Поистине это «стих, летящий на сильных крыльях» (Мандельштам). В 1933 году Цветаева предрекла: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом; долго еще нас будет ждать».