Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
Орфография и пунктуация
1. Анализ схемы и таблиц.
Вспомним правописание морфем
2. Практические задания.
Упражнение 1
Тема
Гласные после шипящих и ц.
Вставьте пропущенные буквы:
1. Ш_пот ночи, трещ_тка сторожа, зажившие ож_ги, трудолюбивые пч_лы, ш_в покривился, ш_ры для лошади, мягкая щ_тка, ч_порный вид, старый ч_лн, кусты крыж_вника, горячий ш_колад, щ_лкнул курок.
2. Растение ц_кламен, стрекотание ц_кад, античная ц_вилизация, ц_кл гуманитарных наук, под действием ц_клона, выступает ц_рк, светящийся ц_ферблат, ц_гейковое пальто.
3. Ж_лет, ч_ща, ч_дный, венч_льный, ш_рох, ш_пот, ш_лк, печ_т, стеллаж_м, деш_вый, сч_т, ретуш_р, парч_вый, нипоч_м, копч_ности, свеж_, раскорч_вка, размеж_вывать, распаш_нка, пощ_чина, щ_голь, ж_ванный, взбеш_н, репетиц_я, ц_ганский, настурц_я, огурц_, ц_фра, ц_трусовые.
Упражнение 2
Тема
Гласные и согласные в приставках.
Вставьте пропущенные буквы:
1. По_хватить, пре_чувствовать, о_дуваться, о_тирать, о_тянуть, на_писать.
2. З или с? В_дрогнуть от испуга, во_пользоваться случаем, и_тратить деньги, бе_ценная посылка, чре_мерные требования, точный ра_чет, бе_вкусная пища, ра_цвела сирень, бе_сменный руководитель, бе_заветная преданность, ра_считать до ход, и_следовать природу.
3. И или е? Пр_зидиум, пр_учить, пр_стиж, пр_беречь, пр_думать, пр_мадонна, пр_зидент, пр_мудрость, пр_ломить, пр_вилегия, пр_митивный, пр_образить, пр_брежный, пр_людия, пр_лестный, пр_тендовать, непр_клонный, непр_метный; пр_подать урок – пр_падать к земле, пр_бывать в заблуждении – пр_бывать поездом, пр_ходящие ценности – пр_ходящий работник.
4. И или ы? До_сторический, за_нтригованный, без_мянный, контр_гра, небез_звестный, дез_нфекция, от_граться, раз_скать, мед_нститут, спорт_нвентарь, пред_стория, сверх_зысканный.
Упражнения 3.
Темы
Правописание гласных в корнях слов.
Безударные гласные, проверяемые ударением, не проверяемые ударением, чередование гласных.
1.Вставьте пропущенные буквы:
Охв_тить, огл_деться, превр_щать, ок_нчательный, нагром_ждение, сг_рать, оз_ренный, укл_ниться, претв_рить, пл_вучий, ул_жить, пол_гаться, возр_стной, зар_сли, заск_чить, выск_чка, уб_рать, отд_рать, зап_реть, бл_стать, выж_гать, соч_тание, прик_сновение.
2. Вставьте пропущенные буквы:
Выт_снить из памяти – выт_снить золотом, деревенский ст_рожил – ст_рожил склад, об_жать вокруг – об_жать невниманием, осв_щенный солнцем – осв_щенный любовью, скр_пя колесами – скр_пя сердце, ув_дать осенью – ув_дать мир; вым_кнуть под дождем, пром_кательная бумага, обм_кнуть перо в чернила, пор_вняться с лесом, выр_вненная площадка, ур_внять шансы.
Упражнение 4.
Темы
Гласные и согласные в суффиксах имен существительных.
Суффиксы имен прилагательных.
1. И или е? Камеш_к, порядоч_к, платоч_к, песоч_к, костюмч_к, горш_к, сарафанч_к, кресл_це, пальт_цо, баш_нка, неж_нка, внуч_нька; син_ватый, рыж_ватый, доверч_вый, вежл_вый, смекал_стый, кож_стый, гор_стый, добл_стный.
2. Ч или щ? Зенит_ик, пакет_ик, расклад_ик, смаз_ик, вальцов_ик.
3. Образуйте прилагательные от данных слов: Молодец, абхаз, рыбак, киргиз, немец, француз.
Упражнения 5.
Темы
Суффиксы причастий.
Н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.
1.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы причастий:
Кол_щий, душ_щий, верт_щий, колыш_щийся, знач_щий, жал_щий, стел_щийся, кле_щий; увлека_мый, уважа_мый, движ_мый, слыш_мый, вычисля_мый.
2. Н или нн? Камен_ый дом, кожан_ый портфель, маслян_ое пятно, копчен_ая рыба, рискован_ый поступок, румян_ое лицо, соломен_ый матрац, оловян_ый солдатик, ломан_ая линия, поношен_ое пальто, вялен_ая рыба, посолен_ые огурцы, кован_ый сундук, скроен_ое платье, тяжело гружен_ая повозка, медлен_ый танец, решен_ый вопрос, вязан_ое мамой платье, назван_ый брат.
Упражнения 6.
Темы
Суффиксы глаголов.
Личные окончания глаголов.
1. Вставьте пропущенные буквы в суффиксы глаголов.
Растапл_вать, завид_вать, потреб_вать, во_вал, воспит_вать, устра_вал, преодол_вать, посп_вать, зал_ваться.
2. Перепишите, ставя в глаголах прошедшего времени пропущенную гласную перед суффиксом -л-. Слыш_л, вид_л, наде_лся, се_л, утрат_ла, обид_лся, завис_л.
3. Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица ед. числа, 3-го лица ед. и мн. числа.
Спорить – споришь, спорит, спорят.
Вертеться, тревожиться, зависеть, резать, расслышать, вытерпеть, захотеть, справиться. Темы Окончания имен прилагательных. Окончания имен существительных.
|