Это было странное, загадочное существо –
царскосельский лейб-гусар.
А. Ахматова
Обратите внимание на слова Анны Ахматовой о Лермонтове и найдите в этом высказывании эпитеты, характеризующие поэта. Сегодня мы будем говорить о непонятном, таинственном, загадочном человеке.
Что же в нём таинственного, загадочного? Это и будет основным вопросом нашего урока.
Начнём разговор с портрета М.Ю. Лермонтова. Чем он поражал современников?
Будкин Ф.О.
Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834
С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлинённый овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке - шляпа. "Можем... засвидетельствовать, - писал об этом портрете родственник поэта М. Логинов, - что он (хотя несколько польщённый, как обыкновенно бывает) очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова".
Портреты других художников отличаются от портрета Ф.О. Будкина. На них Лермонтов представлен с неправильными чертами лица, узким подбородком, даже чуть вздёрнутым носом.
Заболотский М.Е. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837 |
Клюндер А.И. Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке. 1839 |
Горбунов К.А. Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой. 1840 |
Всматриваясь в изображение Лермонтова, мы понимаем, что художники пытались передать выражение глаз, и чувствуем, что взгляд не уловлен. Черты поэта, действительно, были неуловимы. Они ускользали не только от кисти художников, но и описаний мемуаристов.
Если мы обратимся к воспоминаниям об этом человеке, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся между собой. Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно речь идёт о двух Лермонтовых.
Исключительно важным фактом является также время создания мемуаров; для тех, кто хотел писать о поэте, условия были неблагоприятные. До 18 февраля 1855 г., до дня смерти Николая I, биография опального поэта была запретной темой в русской печати.
Трудные цензурные условия препятствовали современному написанию воспоминаний; порой это приводило к невосполнимым потерям. Сложную индивидуальность М.Ю. Лермонтова понимали далеко не все мемуаристы. Некоторые вольно или невольно изменяли облик поэта, неверно объясняли его поступки и высказывания. Личность мемуариста всегда имеет решающее значение при оценке достоверности и объективности его воспоминаний.
Прочитайте воспоминания современников.
-
Василий Степанович Межевич (1814-1849) - журналист. Из статьи о стихотворениях Лермонтова>>
-
Павел Фёдорович Вистенгоф (около 1815 - после 1878) - автор "Из моих воспоминаний">>
-
Михаил Борисович Лобанов-Ростовский (1819-1858) - знакомый М.Ю. Лермонтова, флигель-адъютант Николая I."Из записок">>
-
Иван Иванович Панаев (1812-1862) - писатель. Из "Литературных воспоминаний">>
Напишите ответ на вопрос
Талантливый человек всегда загадка для окружающих. Гений наполняет собой всё, чего бы не касался, и перо рисующего следует тому же позыву, что и перо пишущего. М.Ю. Лермонтов не только великий поэт, но и замечательный художник.
Живописное наследие М.Ю. Лермонтова