Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4549

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат

Переходные и непереходные глаголы

Дорогие ребята!

Поэт Максим Геттуев говорил: «В тебе, русский язык, черпаю силы для смелых решений». А какие смелые решения могут быть без глаголов?.. И какие глаголы — переходные или непереходные — «смелее»?..

На уроке вы узнаете
  • особенности смыслового значения и синтаксической сочетаемости переходных и непереходных глаголов;
  • о непереходности возвратных глаголов с суффиксом -сь (-ся);
  • об употреблении в речи глаголов с суффиксом -сь (-ся).
Вы научитесь
  • определять переходность/непереходность глаголов;
  • различать переходные и непереходные глаголы;
  • находить их в тексте;
  • составлять словосочетания с главными словами-глаголами с целью определения переходности/непереходности;
  • находить и исправлять ошибки в употреблении возвратных глаголов с -сь (-ся).

Вспоминаем
Работаем с интерактивной таблицей

Внимательно рассмотрите таблицу, кликая мышкой на каждую ячейку.

Прочитайте теоретический материал.
  1. Выясните, чем переходные глаголы отличаются от непереходных, какие глаголы называются возвратными.
  2. Определите, являются ли возвратные глаголы переходными.
Глаголы переходные и непереходные

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называютсяпереходными. Остальные глаголы являются непереходными.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть), принести дрова — принести дров.
Глаголы, имеющие постффикс-ся (-сь), называютсявозвратными. Например: брить — бриться, купать — купаться, строить — строиться. Все возвратные глаголы непереходные.
Переходность/непереходность - постоянный морфологический признак глагола.

Тренажёр


Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока, выполните упражнение.

Упражнение

Прочитайте текст. Скажите, как относится автор к хлебу и как относились к нему на Руси. Спишите текст, вставьте орфограммы, объясните графически свой выбор. Над каждым глаголом карандашом напишите переходный - непереходный.

Рассказать вам, как п_кут деревенский хле_?

     Х_зяйка на стол с вечера ра_сыпает, сушит муку, отчего в доме светле_т, как от первого снега. Утром она чисто-начисто умывает(?)ся, смотр_т на свет руки, можно ли ими делать хле_, подвязывает волосы к_сынкой, просеива_т муку через бабушкино сито, у которого светится лубя_ой обод. Хозяйка закатыва_т рукава, мес_т тесто в глиня_ой квашне, тоже бабушкиной, трижды уронен_ой с лавки, с отбитыми краями, но внутри чист_й, глянцев_й и насквозь звонк_й. Тесто не поддаёт(?)ся, липн_т к пальцам, но хозяйка мнёт его с сосредоточенным лицом. Когда тесто переста_т пр_ставать к л_доням, хозяйка став_т квашню в тёплое место.
     С этого времен_ в дом_ поселяет(?)ся ещё одно ж_вое существо — Хлеб.
   В корчаг_ ему тесно, оно бычит(?)ся, дыш_т, и даже ребёнок перестаёт капризничать и пр_слушивает(?)ся, кот на лежанк_ просыпает(?)ся, а х_зяйка идёт обмять тесто.
(По С. Романовскому)

Тест