Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат


Стилевое многообразие и многозначность поэмы А. Блока "Двенадцать"
(2 часа)

    Сегодня мы приступаем к разговору о сложном новаторском произведении А. А. Блока – поэме «Двенадцать».

План урока

  1. Многоголосие поэмы.
  2. Из истории создания произведения.
  3. Стилевое многообразие.
  4. Странное название.
  5. Театрально-карнавальные элементы у Блока.
  6. Катька и Прекрасная Дама.
  7. Тема возмездия.
  8. Тема бездомности.
  9. Христианские мотивы.

    1. Многоголосие поэмы

    Тематика поэмы – изображение русской революции. Не просто изображение, а осмысление, если, конечно, можно осмыслить бурю,стихию, метель. Именно так воспринимает Блок революцию.

     «… В январе 1918, - пишет поэт,- я в последний раз отдался стихии <…> Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)». И еще:«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору,когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства».

     Эту бурю читатель поэмы «чувствует позвоночником». Она подхватывает его, как подхватила персонажей поэмы, голоса которых мы в ней слышим.
     Этих голосов множество. А вот авторского голоса не слышно; не слышно, наверное, вплоть до финала.
     Здесь реплики красногвардейцев, проституток, старушки и других,довольно загадочных персонажей; здесь простонародные прибаутки,частушки, брань - с нами говорит улица, та улица, чьей волей делается революция.
     Поэтому незамысловатый сюжет поэмы (красногвардеец Петька из ревности убивает свою любовницу Катьку) оставляет убеждение, что читатель видит событие вселенского масштаба. Читатель не может буквально воспринимать сюжет. Сюжет вызывает вопросы и настойчиво требует пояснения.





     Проверь себя!



     2. Из истории поэмы.



      Проверь себя!


     3. Стилевое многообразие поэмы.


    4. Странное название

 
    Как ни странно, сюжет поэмы практически не отражен в ее названии. А название многозначно.
    Поэма состоит из 12 главок. В каждой главке звучат новые голоса,у каждой – своя ритмика, свой размер, свои персонажи; изменения происходят почти в каждой строфе. Значит, эти главки объединены по какому-то смысловому принципу. Какому? В поэме действуют двенадцать красноармейцев – правда, это не все действующие лица поэмы. Есть еще: Катька, буржуй, старушка, проститутка…
   Учитывая появление в финале Ииуса Христа, нельзя не вспомнить,что у него было как раз 12 апостолов. Может, именно красноармейцы и есть апостолы? Они же идут за Ним, но почему же Он несет Кровавый флаг? И могут ли эти двенадцать красноармейцев претендовать на роль апостолов? Разве не стреляют они в финале в Христа? Прежде чем давать какой-либо ответ, немного отвлечемся.


    5. Театрально-карнавальные элементы у Блока

   Театр вспомнился нам не случайно. Многие современники Блока воспринимали революцию как некое театральное действо. Примером может послужить, видимо, хорошо известная вам с детства сказка Ю.Олеши «Три толстяка», где «революционный» сюжет вписан в цирковое представление, происходящее прямо на городской площади. Далее>>
 
    6. Катька и Прекрасная Дама

     Откуда же появилась Катька?
   Быть может, из первой главки поэмы, в которой Блок приводит комический диалог проституток, организовавшихся в профсоюз? Далее>>

      Проверь себя!


    7. Тема возмездия.

     Тем не менее, воспринимать «двенадцать» только как убийц нельзя – мысль Блока гораздо сложнее. Случившееся произошло не случайно. По мысли Блока, старая Россия, та Россия, чьей основной характеристикой у Блока становится «немузыкальность» (такую характеристику России А. Блок дает ей в статьях о революции),заслужила возмездие – оно и осуществляется руками красноармейцев.
     Но, возможно, и красноармейцев ждет возмездие: за убийство Катьки,за «грабежи», за разрушение культуры. Во всяком случае, есть в поэме образ, преследующий красноармейцев – помните: «Только нищий пес голодный/ Ковыляет позади...». Те, конечно, стараются избавиться от пса: «Отвяжись ты, шелудивый,/ Я штыком пощекочу!..»
     Однако красногвардейцев сопровождает не простая собака; это сложный образ: «Отвяжись ты, шелудивый,/ Я штыком пощекочу!/Старый мир, как пес паршивый,/ Провались - поколочу!».

 Проверь себя!


    Но почему именно образ пса ассоциируется в поэме с возмездием? Не случайно ли это? По-видимому, нет. Так заставляют думать различные культурные ассоциации. Помните, в народном представлении о Петрушке наказывала Петрушку тоже собака.

    8. Тема бездомности

     Пёс – в поэме это персонаж-спутник – спутников красногвардейцев, к которым он привязался вместо того, чтобы где-нибудь переждать пургу; он и спутник «буржуя».
     Стоит буржуй, как пес голодный,
     Стоит безмолвный, как вопрос.
     И старый мир, как пес безродный,
     Стоит за ним, поджавши хвост.


    И буржуй (т. е. интеллигент) оказывается на одной доске с бродячим псом. И все они бездомны. Есть в поэме еще один, загадочный и в чем-то близкий им образ – это образ бродяги.
     Поздний вечер.
     Пустеет улица.
     Один бродяга
     Сутулится,
     Да свищет ветер...

    По мнению Блока, наступило время «нищих духом», бродяг. Такими вот,бредущими вдаль с поразительной и тревожной целеустремленностью, мы видим и двенадцать красногвардейцев. Они тоже блоковские бродяги.
В зубах - цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
    И все же бродяг-красноармейцев ведет идея. Звучат их политические лозунги.
- Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!
    Убийство Катьки, таким образом, становится едва ли не этапом их духовного пути. Все эти персонажи – в пути, а мир в движении, в революционном вихре.

     9. Христианские мотивы

     В момент работы Блока над поэмой христианские вопросы, по-видимому,были важны для Блока – он болезненно их ощущал. Вот что написал поэт в записной книжке под выразительным названием «Исповедь язычника» и не менее выразительным подзаголовком «Моя исповедь»:
      Петербургская весна 1918 года и Великий пост.
    Кому, кроме обывателя да бедного составителя календаря,тщетно пытающегося приспособить старых святых к новому стилю,придет в голову такое сочетание?
     Не знаю, надолго ли, но русской церкви больше нет.
                                                                (Апрель 1918)

   О христианских мотивах поэмы мы уже начинали говорить, когда задавались вопросами о смысле ее названия, о роли двенадцати красноармейцев, числом напоминающих нам апостолов, о том, почему в финале поэмы появляется Христос. Вернемся к этим вопросам.
Нам названы имена немногих красногвардейцев – это Петька и Андрюха:
Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..
     Кроме этих имен в поэме мы встречаем еще и Ваньку. Все три имени– имена апостолов. Андрюха – Андрей Первозванный (он и назван первым), Ванька – Иоанн Богослов, Петруха – апостол Петр. Однако красноармейцы идут «без имени святого», их Свобода – без креста,они собираются пальнуть пулей в Святую Русь.


     Домашнее задание. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
  1. Стилевое многообразие поэмы А. Блока «Двенадцать».
  2. Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать».
  3. Значение финала поэмы А. Блока «Двенадцать».
  4. Смысл названия поэмы «Двенадцать».
  5. Композиционные особенности поэмы А. Блока «Двенадцать».