Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
Родина, человек и природа в рассказе М. Пришвина «Москва-река»
На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством М.М. Пришвина, выявите художественную идею произведения "Москва-река", смысл понятия "малая родина".
М.М. Пришвин родился в 1873 г. в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности». В 1885 г. Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить «побег в Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
Посмотрите фильм о М.М. Пришвине
Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. Недаром в его произведениях мы так часто встречаем образ весны, даже множество весен — весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека.
В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какова она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека; природа в произведениях Пришвина взаимодействует с человеческой душой.
Работа с учебником
Прочитайте рассказ М.М. Пришвина "Москва-река" на странице 142.
Москва-река — центральный образ рассказа. Наряду с ним в произведении имеется ряд второстепенных на первый взгляд образов, без которых и основной немыслим.
Какие это образы?
Одним из первых Пришвин осознал, что бурное развитие промышленности, издержки урбанизации могут нанести природе непоправимый вред, и встал на ее защиту.
В его произведениях мы постоянно встречаемся с мыслью о необходимости бережного отношения к природе, вреде ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, способности облагораживающе действовать на душу человека, формировать его нравственный мир.
Пришвинской цветописи свойственна обобщенность. Излюбленные цвета писателя — простые и яркие: черный, белый, красный, желтый, зеленый. Это не особенность зрения. Напротив, Пришвин может удивительно тонко улавливать нюансы цвета: «...там красный снегирь на белом снегу, там желтоватый беляк на синеватом снегу, там тоже белая, но на синем, мертвой, — розовая, живая береза»; «Все больше и больше на солнце синеют белые снега, розовеют белые березы, и желтеют спящие на голубом снегу белые зайцы».
Обобщение цвета для Пришвина — это и результат детски жизнерадостного мировосприятия, и живописная манера.
Мальчик Вася Веселкин — герой еще многих произведений М. Пришвина.
Ему посвящен рассказ «Вася Веселкин». В финале писатель дарит герою свою любимую книгу и благодарит за помощь, называя его «стыдливым, застенчивым в своих добрых делах и бесстрашным в отстаивании правды». М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.
Герой несколько раз повторяет фразу какие там. Синтаксическая конструкция предложений характерна для устной речи. Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение.
Работа в тетрадях
Домашнее задание |