Родина, человек и природа в рассказе М. Пришвина «Москва-река»
На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством М.М. Пришвина, выявите художественную идею произведения "Москва-река", смысл понятия "малая родина".
М.М. Пришвин родился в 1873 г. в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности». В 1885 г. Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить «побег в Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
Посмотрите фильм о М.М. Пришвине
Взгляд Пришвина на природу, на жизнь и творчество необычен. Созданный им поэтический мир полон света и оптимизма; трагическое как препятствие торжеству жизни было ему чуждо. Недаром в его произведениях мы так часто встречаем образ весны, даже множество весен — весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека.
В книгах писателя есть одна черта, одна особенность, которую необходимо понять и о которой нужно помнить. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какова она есть, в ее собственном развитии. М. Пришвин стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Но, конечно, не следует думать, что природа интересовала писателя исключительно сама по себе, без связи с жизнью человека; природа в произведениях Пришвина взаимодействует с человеческой душой.
Работа с учебником
Прочитайте рассказ М.М. Пришвина "Москва-река" на странице 142.
Москва-река — центральный образ рассказа. Наряду с ним в произведении имеется ряд второстепенных на первый взгляд образов, без которых и основной немыслим.
Прочитайте рассказ от начала до слов «...город получил свое прекрасное имя — Звенигород».
Каким чувством проникнут рассказ о происхождении названия города? Назовите слова, передающие это чувство.
Рассказчик называет город «маленьким», «любимым», отмечает его «прекрасное имя». Он любит этот город, гордится его историей.
Найдите в тексте рассказа слова, воссоздающие картину «маленькой реки» Москвы во время половодья.
Как передано описание Москвы-реки в городе Москве?
Метафора закованная в камень река дважды звучит из уст рассказчика. Описание реки в городе Москве противопоставлено маленькой, зеленой, живой реке в деревне Дунино.
Одним из первых Пришвин осознал, что бурное развитие промышленности, издержки урбанизации могут нанести природе непоправимый вред, и встал на ее защиту.
В его произведениях мы постоянно встречаемся с мыслью о необходимости бережного отношения к природе, вреде ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, способности облагораживающе действовать на душу человека, формировать его нравственный мир.
Перечитайте фрагмент от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло...» до слов «...медленно оставляющих смоляной след». Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем.
Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и городе Москве; чужих стран и родной деревни? Приведите примеры ее использования.
Какие цвета присутствуют в рассказе?
Пришвинской цветописи свойственна обобщенность. Излюбленные цвета писателя — простые и яркие: черный, белый, красный, желтый, зеленый. Это не особенность зрения. Напротив, Пришвин может удивительно тонко улавливать нюансы цвета: «...там красный снегирь на белом снегу, там желтоватый беляк на синеватом снегу, там тоже белая, но на синем, мертвой, — розовая, живая береза»; «Все больше и больше на солнце синеют белые снега, розовеют белые березы, и желтеют спящие на голубом снегу белые зайцы».
Обобщение цвета для Пришвина — это и результат детски жизнерадостного мировосприятия, и живописная манера.
Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке?
Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
Местоимение «мы», чаще всего звучащее в описании событий, подчеркивает единство этих чистых душой и сердцем людей, горячо преданных родным местам, своей малой родине.
Прочитайте диалог от слов «Вон карий, и ясный, и твердый, и такой чистый глазок нашего лучшего ученика Васи» до конца рассказа.
Мальчик Вася Веселкин — герой еще многих произведений М. Пришвина.
Ему посвящен рассказ «Вася Веселкин». В финале писатель дарит герою свою любимую книгу и благодарит за помощь, называя его «стыдливым, застенчивым в своих добрых делах и бесстрашным в отстаивании правды». М. Пришвин верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, живет ребенок, сохраняющий веру в добро, справедливость и красоту.
Найдите примеры разговорного стиля в данном предложении (см. образец задания 6 в учебнике). Как подчеркнуто волнение героя в этой фразе?
Герой несколько раз повторяет фразу какие там. Синтаксическая конструкция предложений характерна для устной речи. Ваня не может подобрать нужные слова, для того чтобы передать свое восхищение.
Как проявляется искреннее чувство любви Вани и Васи Веселкина к родным местам?
Работа в тетрадях
Выпишите из текста рассказа слова и сочетания слов, воссоздающие картину "маленькой реки" Москвы во время половодья.
Выпишите из текста описание Москвы-реки в городе Москве. Укажите название использованного автором выразительного средства.
Как изображены люди, с которыми встречается рассказчик на реке? Выпишите из текста 2-3 предложения. Какое местоимение чаще всего употребляет рассказчик при описании событий?
Что значит для героев рассказа любовь к малой родине?
Укажите название выразительного средства, использованного в данном отрывке. "И вдруг Ваня-инвалид обернулся прямо ко мне, стукнул себя в грудь кулаком и сказал с таким чувством, как будто он хотел молоком из камня навсегда вырубить свои слова".
Домашнее задание
Прочитать вводную статью о К.Г. Паустовском на странице 149 в учебнике, составить ее тезисный план. Прочитать произведение "Мещёрская сторона". Подготовить выразительное чтение части «Обыкновенная земля» и художественный пересказ части «Первое знакомство» (страницы 151-154).
Индивидуальные задания. 1 вариант - подготовить сообщение «Мещерская низменность». 2 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Туман над водой". 3 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Заросший пруд". 4 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Июньский день". 5 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Папоротник в лесу". 6 вариант - подготовить сообщение о картине И. И. Левитана "Деревенская панорама".