Учитель Google

Меню сайта

Дистант

Поиск

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Опрос

Какие материалы Вам хотелось бы найти на сайте?
Всего ответов: 4547

Форма входа

Статистика

Закладки

Чат


Личное и историческое в поэзии А.А. Ахматовой.
Поэма "Реквием".
(2 часа)


План урока

1. Миф о камерной поэтессе.
2. История поэмы "Реквием".
3. Пространство и время в поэзии А.Ахматовой.
4. Лирическая героиня.
5. Особенности композиции и жанра поэмы "Реквием".


1. Миф о камерной поэтессе.

Как считала Ахматова, даже самые благожелательные критики не увидели своеобразия ее поэтического лица. Критики создали об Ахматовой миф как камерной поэтессе, писавшей любовную женскую лирику, и только. Этот миф сопутствовал Ахматовой практически всю ее творческую жизнь.



Из рецензии Вас.Гиппиуса: "Голос, запевший в стихах А.Ахматовой, выдает свою женскую душу. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация - тонкая и чуть капризная. Эта грация, эта не столько манерность, сколько видимость манерности, кажется нужной, чтобы закрыть раны, потому что подлинный лирик всегда ранен, а А.Ахматова - подлинный лирик".

Из рецензии С.Рафаэловича на книгу "Белая стая": "Лирик по природе своего дарования, центр тяжести и жизни, и творчества с первых же шагов нашедшая в любви, Ахматова - если судить по трем ее книгам - не только никогда не была счастлива, но пережила настоящую трагедию, которая вещает о себе чуть ли не с каждой страницы "Белой стаи". Не внешние обстоятельства, не случайные жизненные, не неудачные любовные опыты или несбывшаяся встреча с тем, кто роком предназначен, создали эту трагедию. Все это может вызвать только драму. Трагедия - неизбежность, неизбывность, роковая вина невинной души. Всякий способен пережить драму. Трагедия бывает уделом только крупной личности. И не спасут от нее ни "таинственный песенный дар", ни слава, ни красота, ни любовь - безответная или взаимная - все равно. Нельзя спастись от трагедии, можно только очиститься ею".
 
В.Брюсов, говоря о стихах Ахматовой, писал об "инструменте, имеющем одну струну".



Читальный зал>>

Тем временем уже в сборнике Ахматовой "Вечер" тема несчастной любви и разбитой жизни неожиданно соединяется с темой творчества. Здесь появляется очень нетрадиционный образ Музы. Это муза-сестра, отнимающая "золотое кольцо", а с ним и женское счастье - "Божий подарок", и взамен надевающая "оковы" творчества ("Музе").

Читальный зал. Стихотворение "Музе">>




             

     Основную задачу творчества Ахматова очень рано начинает понимать как свидетельство о своем времени. Тема памяти – одна из центральных тем ее поэзии; лирическая героиня Ахматовой почти постоянно живет воспоминанием.
     Можно говорить и об изменении творческого почерка Ахматовой. В позднем автобиографическом наброске Ахматова напишет: "...в 1936-м я снова начинаю писать, но почерк у меня изменяется, но голос уже звучит по-другому. А жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня... Возврата к первой манере не может быть... 1940 - апогей".



"В те годы, - писала Л.К.Чуковская, - Анна Ахматова жила, завороженная застенком (место пыток при допросах - Е.И.), требующая от себя и других неотступной памяти о нем, презирающая тех, кто вел себя так, будто его нету". (Л.К.Чуковская, "Записки об Анне Ахматовой", т.1). Много писала А.Ахматова и о Великой Отечественной войне.
 

Форум

Прочитайте отрывок из рецензии Виктора Шкловского на книгу стихотворений Ахматовой "Anno Domini MCMXXI" (с латинского «Anno Domini» переводится как «Лето Господне»):
"Книга обозначена датой написания, взятой как название. Быть может, поэт хотел подчеркнуть этим какую-то лирическую летописность своих стихов.
Это как будто отрывки из дневника. Странно и страшно читать эти записи. Я не могу цитировать в журнале эти стихи.
Мне кажется, что я выдаю чью-то тайну.
Нельзя разлучать этих стихов.
В искусстве рассказывает человек про себя, и страшно не потому, что страшен человек, а страшно открытие человека..." 
 
 
2. История поэмы "Реквием"
 
     В 1935 году Ахматова начинает работать над поэмой "Реквием". В тексте этого произведения вы увидите точную датировку: (1935 -1940); однако писалась поэма до конца жизни Ахматовой. Под эпиграфом стоит дата - 1961, под кратким предисловием - 1 апреля 1957 г.; существуют свидетельства, что один из вариантов "Эпилога" появился в 1964 году.
    Судьба этой поэмы была трагична. Долгие годы ее опасно было даже записывать - текст «хранился» в памяти ближайших друзей автора. Л.К.Чуковская вспоминала: "Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из Реквиема ... шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот; внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав мне глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: "хотите чаю?" или "вы очень загорели", потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. "Нынче такая ранняя осень", - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей. Это был обряд: руки, спичка, пепельница, - обряд прекрасный и горестный" (Л.К.Чуковская, "Записки об Анне Ахматовой", т.1). Лишь в конце 1962 года Ахматова решилась записать "Реквием".
     В 1963 году поэма - без ведома Ахматовой - была напечатана в Мюнхене, и только в 1987 году - в СССР.
 
     Прочитайте поэму "Реквием".
 
 
3. Пространство и время в поэзии А.А. Ахматовой.
 
     В стихах Ахматовой всегда много значил образ Петербурга-Петрограда-Ленинграда.
     Не случайно В.Жирмунский писал: " Петербургский пейзаж... был ее поэтическим открытием". В стихотворении 1915 года "Эпические мотивы" мы читаем:

Покинув рощи родины священной
И дом, где Муза Плача изнывала,
Я тихая, веселая, жила
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной невской дельте...
Был переулок снежным и недлинным.
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм святой Екатерины...
 
     «Рощи родины священной» – вполне конкретное место: это Царское Село, откуда Ахматова и Гумилев переехали в Петербург. Картинка, нарисованная в процитированных строчках, очень конкретна и узнаваема – описывается их первый петербургский дом, так называемая "Тучка" (Тучков переулок, 17). Это Васильевский остров, рядом и пристань, и корабли, и храм.
     В этом же доме находилась мастерская художника Н.И.Альтмана, описывалась в стихотворении она так:
 
Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грузном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистел перед мольбертом...
 
 
За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка,
Матерится мастеровой,
Паровик идет до Скорбящей,
Дальше только сумрак смердящий,
У тюрьмы гигант часовой.
 
Комментарий:
     Здесь описывается рабочий район Петербурга за Невской заставой. Отсюда до часовни «Божьей матери всех скорбящих радости» (у Ахматовой «до Скорбящей»), расположенной на старом Шлиссельбургском тракте (у нынешнего Фарфорового завода им. М. В. Ломоносова) шел паровик. А пустырь за Невской заставой был превращен в мусорную свалку – вот и возникает у Ахматовой строчка «Дальше только сумрак смердящий…».
     Пространство и время поэмы «Реквием» также имеют множество конкретных примет: это Ленинград, Нева, знаменитая тюрьма Кресты, в которой содержались политические заключенные; понятно по каким причинам появляется в поэме сибирская река – Енисей (сюда ссылались арестованные). В поэме упоминаются тюремные затворы, списки заключенных, передачи им, черные маруси (так называли в народе машины для перевозки арестантов), кровавые сапоги, верх шапки голубой зловещей фигуры, сопровождаемой бледным от страха управдомом (имеется в виду сотрудник НКВД)...
 

4. Лирическая героиня.
 
     Уже ранняя Ахматова часто говорит не только от своего имени, но и от имени "мы". Поначалу это «мы» противопоставляется враждебному, равнодушному к поэту миру. Постепенно это «мы» начинает охватывать все бóльшие массы людей - появляются стихи, отражающие общенародные бедствия, имеющие патриотическое и гражданское звучание ("И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов" ("Вечер"), "Думали, нищие мы, нету у нас ничего..." ("Белая стая"), "Мы сохранили для себя / Его дворцы, огонь и воду" ("Anno Domini"), "Принеси же мне горсточку чистой, / Нашей невской студеной воды" ("Северные элегии"), "Так вот когда мы вздумали родиться" ("Северные элегии"). Можно встретить у Ахматовой и постоянное употребление слов "брат", "сестра", друг, подруга.
     Наблюдая за лирической героиней стихотворений, входящих в «Реквием», присмотримся к тому, как соотносятся здесь лирическое «я» и «мы».
     Создание поэмы началось со стихотворения «Уводили тебя на рассвете...». Оно связано с арестом второго мужа Ахматовой Н.Н.Пунина (Пунин был арестован одновременно с сыном Ахматовой - Л. Н. Гумилевым).
 
 
     Однако лирическая героиня этого стихотворения – персонаж из совершенно другого времени; она сравнивается со "стрелецкими женками". Одновременно в поэтическое пространство стихотворения вводятся реалии быта русской средневековой женщины. Глагол "выть" отсылает читателя к обряду причитания над покойником и к похоронным плачам, которые исполнялись во время этого обряда. Можно сказать, что стихотворение "Уводили тебя на рассвете..." стилизовано под фольклорный жанр причитания. Аналогичный образ женщины-плакальщицы можно встретить в русских исторических песнях, в том числе посвященных восстанию стрельцов.
    
      Автор «Реквиема» выступает как свидетель истории, и потому Ахматовой так важно стать голосом «многих».

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
 
5. Особенности композиции и жанра поэмы "Реквием".
 
 
     Вы уже поняли, что отдельные части "Реквиема" представляют стихотворения Ахматовой, созданные ею в разные годы. Фактически перед нами поэтический цикл, состоящий из десяти стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом.
     Первое и последнее стихотворения соотносимы по сюжету: это варианты вечной христианской темы Pieta (Мать Скорбящая).
     Первое стихотворение - это монолог, произносимый от имени женщины из народа и вечной героини русской истории; она скорбит о сыне, уводимом на казнь: 
 
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
 
     Сюжетный центр поэмы – пятое и шестое стихотворения – они посвящены сыну, который находится в тюремном заключении.
     Десятое - "Распятие"; эта часть состоит из двух стихотворений, написанных с интервалом в три года (1940 -1943). Одно из них фиксирует сцену до смерти Христа, второе - после. Четверостишия контрастны, и вместе с тем продолжают друг друга. (Они противоположны и ритмически: I - пятистопный ямб, II - пятистопный хорей).
     Все стихотворения объединены общей темой. Главный конфликт поэмы - конфликт между смертью и памятью. Тема памяти возникает в первом же стихотворении и продолжает звучать практически во всех последующих. В марте 1940, монтируя стихи в поэму и добавляя пролог и эпилог, Ахматова придала теме памяти еще большую глубину и содержательность; стало очевидно: речь в поэме идет не о личной, индивидуальной Памяти, а о памяти общей – памяти всего народа.
     В "Посвящении" Ахматова пишет: "Перед этим горем гнутся горы..." Это горе народное, местоимение "мы" соединяет всех страдающих женщин России; в нем сливаются "я" и "они":
 
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
 
     В «Эпилоге» звучат такие слова:
 
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ...
 
 
     В поэме есть единый сюжет, который развивается последовательно и логично. Образ лирической героини каждого стихотворения воспринимается, с одной стороны, как индивидуальный, а с другой, – как обобщенный, типический.
     Композиция «Реквиема» - стройная и завершенная. Части «Вступление» и «Эпилог» создают ощущение симметрии. Все вместе это позволяет говорить о "Реквиеме" как о поэме.
 
 
     Мы можем заметить, что каждое из стихотворений, входящих в «Реквием», имеет свои жанровые черты: напоминает то историческую песню, то причитание. В результате в поэме - при общности темы, сюжета, характера образа лирической героини - возникает многообразие интонаций и голосов. Они сливаются в некий общий хор. А название поэмы – «Реквием» - вполне соответствует этим особенностям произведения. Вы можете спросить, почему?
     Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратить внимание и на то, что в своих «Записных книжках» Ахматова писала название поэмы по-латыни – «Reqiem». Так принято называть католическую мессу (службу), богослужение по умершему. Очевидно, Ахматова возводила жанр своей поэмы к жанру реквиема. Также вполне возможно, что эта поэма связывалась в сознании автора с жанром траурного музыкального произведения.
Жанр музыкального реквиема традиционно использует многоголосие – голоса молящихся звучат здесь словно в едином порыве.
Такой характер жанра реквиема вполне отвечал художественным задачам Ахматовой, которая в своей поэме поднимается над личной болью. Боль ее лирической героини сливается с всеобщим страданием.
     Вместе с тем, в каноническом реквиеме за частью «Распятие» следует часть «Воскресение»: мертвые должны воскреснуть для иной жизни. Иначе у Ахматовой: здесь воскресения не происходит. Поэма оказывается литературным эквивалентом народного ритуала - поминального обряда («Пусть так же они поминают меня / В канун моего поминального дня»).
     Это усиливает трагическое звучание произведения. И все же, несмотря на отсутствие в «Реквиеме» Ахматовой части «Воскресение», можно говорить о том, что в эпилоге поэмы возникает ощущение просветления, катарсиса.
 
 
Итоги урока.
 
     Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» — в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание — акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были бы непредсказуемы. А. А. Ахматова прекрасно понимала это, однако не писать «Реквием» не могла.
     Это действительно память, потому что жива остаётся только она — память о самых мучительных моментах человеческой истории, которые поэт, превращённый в памятник, обречён переживать снова и снова, бесконечно оплакивая страдающих и усопших. «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слезы, струится подтаявший снег». Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который основан на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени народа. Поэма «Реквием» — не только скорбный плач, но и суровое предупреждение человечеству.
 
Домашнее задание. Прочитать стихотворения Марины Ивановны Цветаевой: "Кто создан из камня...", "Идёшь на меня похожий...", "Стихи к Пушкину", "Генералам Двенадцатого года", "Я расскажу тебе - про великий обман...", "Уж сколько их упало в эту бездну...".