О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
Жуковский
А.С. Пушкин "Евгений Онегин".
Глава 5. Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины».
Здравствуйте, ребята!
Прочитайте главу 5 романа в стихах "Евгений Онегин".
Вопросы урока:
- В чём сходство именин со сном Татьяны?
- Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина и Ленского?
В пятой главе завязывается, возникает тот романтический конфликт между Онегиным и Ленским, который приведёт друзей к расплате. Один заплатит за свою наивную восторженность жизнью; другой - за свой эгоизм, за неумение думать о других людях - муками совести, горьким раскаянием, одиночеством, крушением всех надежд. Трагические собятия надвигаются - их неизбежность станет очевидной во время бала, на именинах Татьяны. Поэтому и глава была названа в пушкинском плане "Именины". Читатель ещё не предвидит трагедии, но автор знает, что ждёт героев впереди, и с первых же строк пятой главы уточняет время, когда происходят события.
|
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. |
Такая бесснежная зима, конечно, многим запомнилась - это было именно в 1821 году. Сам Пушкин в это время не был в Михайловском и знал о поздней зиме по рассказам няни и соседей, может быть, барышень из Тригорского, в одной из которых современники увидели черты Татьяны.
Следующие строки известны вам с детства.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
- Почему глава открывается зимним пейзажем?
Гаданья Татьяны
Перечитайте строфы 4-10.
Удивительное это свойство человеческого характера: очень хочется, очень надо неприменно заглянуть в будущее, знать, что будет завтра, и через год, и через 10 лет. Но это невозможно и, пожалуй, хорошо, что невозможно. Разумом мы всё это понимаем, а всё-таки очень хочется знать, что будет впереди.
Некоторые гадания привлекали людей самого разного возраста ещё и своей красотой, поэтичностью. Ведь сбывалось, по преданью, не всякое предсказание, а полученное в определённые дни, особенно на святках - зимних праздничных днях от Рождества (25 декабря по старому стилю) до Крещенья (6 января).
- Что обозначает примета, когда кот умывается?
- Какие плохие приметы знала Татьяна?
- Когда надо было загадывать желанья?
- Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?
- С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?
Некоторые литературоведы отмечают, что Татьяна у Пушкина всегда связывается с текстом зимы, холода, ночи, луны, сумерек.
Вы согласны с литературоведами?
Докажите свою точку зрения. Приведите примеры из текста.
Кроме того, Татьяна связана и с образом луны. Смотрит в зеркало, но видит себя, потому что луна – это Татьяна. А луна – Диана – девственна, чиста, связана с древним, она предсказательница и пророчица. Именно поэтому Татьяна и может предвидеть всё, что случится.
|
Сон Татьяны
Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется. Литературовед Гуковский считал сон Татьяны ключом к пониманию её души, её сущности.
- Что видит Татьяна во сне?
|
Итак, Сон Татьяны заключает в себе одну из главных идей романа: героиня не могла бы так тонко чувствовать, если бы не ее близость к народу. Мы знаем, что Татьяна с детства любила "страшные рассказы зимой, в темноте ночей", в её сне оживают чудовища из народных сказок, но среди этих чудовищ оказывается Онегин... Внимательно рассмотрите схему. Приведите примеры.
Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна.
- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Найдите в тексте цитаты, описывающие гостей.
- Как Пушкин относится к поместному дворянству?
- Как к нему относится Онегин?
- Почему взбешён Онегин?
- Почему Онегин перестал быть снисходительным к Ленскому?
- Как объясняют поведение Онегина на именинах Ленский, Татьяна, автор?
Подведём итоги! Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".
Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей; она не смогла бы объяснить, конечно, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским, но ведь эта ссора и на самом деле была неизбежна: слишком холоден и себялюбив был Онегин, слишком наивен Ленский.
Из мелких, необдуманных поступков Онегина и Ольги складывается трагедия. Далеко не всегда большие беды и большие радости происходят от крупных, значительных причин. Разве могла представить Ольга, принимая приглашение Онегина на последний танец, что приближает трагическую развязку? И Онегин, конечно же, не думал о тех последствиях, к которым приведёт его "мщение". А между тем события развивались и направляла их не судьба, а сами люди.
Наивный, восторженный, ничего в жизни не понимающий Ленский уничтожен, разбит, раздавлен изменой друга и невесты. Изменой! Иначе он не может назвать то, что происходит. Ведь его представление о жизни прямолинейно. Первое же столкновение его розовых мечтаний с жизнью разрушает весь его мир, красивый и хрупкий.
Для Ленского теперь наступила ночь. Всё рухнуло... "Две пули - больше ничего - вдруг разрешат судьбу его", - так заканчивается 5 глава. Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности - и разрушается.
Задание 1: Письменно проанализируйте эпизоды: «Сон Татьяны» (1 вариант) «Именины Татьяны» ( 2 вариант)
План.
1. Место и роль эпизода в композиции произведении.
2. Тема эпизода.
3. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через обстоятельства;
– через конфликт;
– через описания;
– через монолог;
– через диалог;
– через поступки и психологию героев.
6. Ключевые слова.
7. Особенности языка.
8. Средства художественной выразительности.
9. Образ автора, авторская позиция.
Задание 2. Прочитать главу 6.
Успеха в работе!