Прочитаем первую главу романа
«Евгений Онегин» вместе
Настоящее чтение – это и умение отвлечься от всего и погрузиться в читаемое, и умение мечтать, переживать и сочувствовать, это и умение думать и спорить. Будем помнить об этом.
Сначала попытаемся охватить мысленным взором всю главу, а потом прочитать ее строфу за строфой, отвечая на вопросы, возникающие по ходу чтения.
Задание 1
...В «Онегине» каждый раз вперед выдвигается сопоставление характеров. Главы строятся по системе парных противопоставлений... (Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова. 1988).
- На системе каких противопоставлений построена I глава? Чему и кому противостоит в ней Онегин? Поясните свою мысль.
Задание 2
В предисловии к первому изданию I главы романа Пушкин писал: «Первая глава представляет нечто целое. Она заключает в себе описание светской жизни молодого человека в конце 1819 года», а в наброске плана полного издания «Евгения Онегина» назвал первую главу «Хандра».
- Нет ли в этом противоречия? Изображению чего все же посвящена глава? В чем смысл пушкинской характеристики главы и данного им ее названия?
- Как с пушкинским названием главы можно связать ее композицию?
- Как с пушкинским названием главы можно связать ее композицию?
- О каких двух периодах жизни Онегина повествуется в главе?
- Найдите вопрос, который автор-повествователь задает о своем герое и который делит главу на две части.
- Наконец, чем эти периоды жизни героя противостоят друг другу? Что между ними общего?
Задание 3
- В каких ролях в главе I выступает автор?
- Почему так созданный образ автора можно назвать художественным открытием Пушкина?
- Как сам поэт объяснил значение этого образа в первой главе романа?
- Ответы на эти вопросы требуют особого внимания к тексту романа.
- Как понять, что в нем говорится от имени автора, что от имени героев?
- Как понять отношение автора к изображаемому?
Философ и литературовед М. М. Бахтин писал: «Стилистическое построение «Евгения Онегина» типично для всякого подлинного романа... Язык в романе не только изображает, но и сам служит предметом изображения...»
- Что это значит – «язык... сам служит предметом изображения»?
Вот как объяснял это М. М. Бахтин:
Но вот... Пример из «Онегина»: Кто жил и мыслил, тот не может
Но вот... Пример из «Онегина»: Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей,
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.
- Можно было бы думать, что перед нами прямая сентенция самого автора. Но уже следующие строки:
- Можно было бы думать, что перед нами прямая сентенция самого автора. Но уже следующие строки:
Все это часто придает
Большую прелесть разговору –
Большую прелесть разговору –
(условного автора с Онегиным) бросают легкую тень на эту сентенцию. Хотя она входит в авторскую речь, но построена она в районе действия онегинского голоса, в онегинском стиле. Все образы этого отрывка являются предметом изображения: они изображаются как онегинский стиль, как онегинское мировоззрение.
М. М. Бахтин. Из предыстории романного слова. 1940
- Попытайтесь найти и другой пример изображения языка, мыслей, чувств Онегина в речи автора-повествователя.
Задание 4
В первой главе есть собственное повествование автора. Оно контрастно выделяется среди чужой речи простотой, отсутствием иноязычных слов.
Прочитайте отрывок из неопубликованной заметки Пушкина «О русской прозе». Он написал ее в 1822 году, еще перед тем, как начал работать над романом.
Но что сказать об наших писателях, которые, почитая за низость изъяснять просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ох, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее. <...>
Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.
А. С. Пушкин. О русской прозе. 1822
- Как вы поняли, против чего в художественных описаниях выступал Пушкин?
Обратимся к словарю. Он поясняет: «Оборот речи... состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания, напр. «царь зверей» вместо «лев» (и пр.), называется перифразом (ой) (греч. perнphrasis – окольная речь). Перифраза часто служит признаком напыщенной речи» (Словарь иностранных слов. 1984).
- Зачем и с какой целью пользуется он сам перифразой в I главе романа?
- Зачем и с какой целью пользуется он сам перифразой в I главе романа?
- Чтобы выяснить это, сопоставьте строфы XXXV и XXXVI. Какие две картины противопоставлены в них?
- Какая из них создана с помощью «точной и краткой» речи?
- Какая – с помощью перифразы?
- Почему поэт так воспользовался лексикой?
- В чем смысл этого сопоставления?
- Приведем наблюдение одного из пушкинистов о том, что в указанных строфах:
...Два стилистических полюса первой главы... Одновременно это два полюса петербургского мира, изображенного в первой главе. Недаром они абсолютно разделены во времени («И утро в полночь обратя»): Онегин и персонажи 35 строфы (купец, разносчик и пр.) существуют на разных орбитах и никогда не встречаются... Другому петербургскому времени, другой стороне жизни соответствует и другая словесная реальность, другой стилистический полюс.
С. Г. Бочаров. Поэтика Пушкина. 1974
Покажите, какие еще перифразы использовал поэт, чтобы показать все роли, в которых Онегин выступает до начавшегося перелома. Итак, он был «глубокий эконом», «театра злой законодатель»... (продолжите).
- Почему поэт с помощью такого приема характеризует Онегина и его мир? Для характеристики какого петербургского мира поэт использует иноязычную лексику? Сделайте самостоятельные наблюдения.
Задание 5
Теперь прочитаем первую главу последовательно, строфу за строфой.
- Почему поэт начинает роман с монолога (размышления) Онегина?
- Что этим достигается? Как монолог Онегина объясняет его характер?
Во второй строфе, знакомя с Онегиным, автор напоминает о себе.
- Как вы думаете, почему он это делает?
- Почему это напоминание о фактах биографии автора в начале главы так важно для всей главы?
Сопоставьте строфы XVII–XVIII и XIX–XX–XXI–XXII.
- В чем вы видите различие в отношении к театру Онегина и автора?
- Чем, на ваш взгляд, оно вызвано?
В строфе ХХ театр, куда приехал Онегин, увиден глазами автора. Проанализируйте эту строфу. (Как строфа построена: тема первого четверостишия; картины во втором и третьем, их взаимосвязь; смысл строфных пауз; соотношение строф и предложений; звукопись; ваши впечатления в целом.)
Сопоставьте строфы XXVIII и XXIX–XXX, а также Х и XXXIII.
- В чем различие отношения Онегина и автора к балам и к любви?
- Чем оно близко? В чем вы видите красоту и поэтичность созданных Пушкиным картин?
Почему для понимания перелома в жизни героя (начавшейся «хандры») поэту оказался необходим рассказ о его воспитании, времяпрепровождении, круге знакомств? Составьте рассказ на тему «День Онегина».
Задание 6
Из первых разделов вы уже уяснили для себя, что в первой главе, по замыслу поэта, нет сатиры, нет и романтизма. Светское общество изображено весело, иронически, а то и объективно серьезно. Почему?
- Чем жизнь в светском обществе могла очаровать, что в ней могло привлечь молодого человека?
Есть несколько точек зрения на отношения между Онегиным и светским обществом в первый период его жизни (первая часть главы): Онегин полностью подчинился его нравам и обычаям, он – модная пародия на него; Онегин оказался выше обычных требований общества к воспитанию и времяпрепровождению человека.
- С какой точкой зрения вы больше согласны?
Задание 7
- В чем, на ваш взгляд, причины наступившего разочарования Онегина в жизни? Серьезно ли оно?
В литературной критике были высказаны разные точки зрения на это. Одна из них развернута В. Г. Белинским.
Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин – добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность.
В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина:
Статья восьмая. 1844
Статья восьмая. 1844
Другая точка зрения была высказана Д. И. Писаревым, который в 60-е годы с позиций демократа-разночинца защищал необходимость активного отношения к жизни и отвергал всякую праздность, ничегонеделание. Он не нашел для Онегина ни одного оправдания. Он писал так:
Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 20-х годов, у него даже и внешние приемы почти одни и те же: Митрофанушка говорит: «Не хочу учиться, а хочу жениться»; а Онегин изучает «науку страсти нежной» и задергивает траурной тафтой всех мыслителей XVIII века. <...> Онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей. <...> Онегин всем объелся, и его от всего тошнит.
Д. И. Писарев. Пушкин и Белинский. 1865
- Какие из суждений, на ваш взгляд, больше отвечают замыслу поэта, близки образу Онегина, созданного Пушкиным в I главе?
- Почему Писарев, несмотря на блеск и остроту своих оценок, не прав? Как бы вы ответили критику?
Задание 8
Строфы XLV–LX (то есть до конца главы) посвящены сопоставлению Онегина и автора. Последний продолжает оставаться повествователем, рассказчиком, но является перед нами и как персонаж романа. Он называет Онегина своим другом и дает ему характеристику (строфа XIV). Возникает цепочка вопросов.
- Что сближает Онегина и автора?
- Какие живые человеческие чувства сохранились в душе Онегина, несмотря на равнодушие и разочарованность?
- Как, с помощью каких картин и образов Пушкин дает читателю возможность понять эти чувства героев?
- Что разделяет автора и Онегина: в их отношении к жизни (строфа XLV), в их отношении к деревне, природе (строфы LIV–LVI), к труду и творчеству (строфы XLIII–XLIV и LIX)?
- Что разделяет автора и Онегина: в их отношении к жизни (строфа XLV), в их отношении к деревне, природе (строфы LIV–LVI), к труду и творчеству (строфы XLIII–XLIV и LIX)?
- Этот последний вопрос особенно важен. Ведь автор дает ответы на вопросы, над которыми бьются его герои. Согласны ли вы с этим последним утверждением?
Подготовьтесь к выступлению на следующем уроке.
Успеха в работе!