Нравственность в природе вещей.
Неккер
А.С. Пушкин "Евгений Онегин".
Глава 4. Анализ сцены в саду.
В тетради запишите дату и тему урока.
Цель урока: рассмотреть центральное событие главы – объяснение Татьяны и Онегина – в связи с другими событиями; прояснить отношение автора к герою.

Четвёртая глава называется в пушкинском плане "Деревня". В 4 главе, как и в 1, на первом плане - Онегин, его жизнь в деревне.
Эпиграф к 4 главе заставляет задуматься. Кто такой Неккер и почему его цитирует Пушкин? С одной стороны, это один из крупнейших французских банкиров, и может показаться странным, почему Пушкину понадобилось именно у банкира заимствовать суждение о нравственности. С другой стороны, Неккер - умный и образованный человек, один из французских просветителей, друг Вольтера и отец умнейшей женщины-писательницы мадам де Сталь.
-
Так что же Пушкин хотел сказать своим эпиграфом?
Здесь возможно множество толкований: может быть, эпиграф о нравственности полон иронии, а может, наоборот, предпослан 4 главе вполне серьёзно. Бесспорно только одно: в этой главе для Пушкина особенно важны проблемы нравственные.
В начале 4 главы Пушкин вновь возвращается к петербургской жизни Онегина.
«Медленное чтение»
Внимательно прочтите первые 5 строф. Они рассказывают о взглядах и чувствах Евгения.
![]() |
Всегда ли Онегин был равнодушен и к людым, и к чувствам?
Чем сменились искренние увлечения Евгения?
Почему Пушкин пишет, что Онегин "убил... восемь лет, утратя жизни лучший свет"?
... получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...
... И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он.
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но...
Что же помешало Онегину отдаться чувству? Почему он отодвигает, стряхивает с себя "сладостный, безгрешный сон"?
Чем объясняет свои поступки Евгений?
|
Основные вопросы урока:
-
Справедлив ли отклик Онегина на письмо Татьяны?
-
Одинаково ли оценивают объяснение Онегина в саду Татьяна и автор?
Исповедь Онегина
Прослушайте "Исповедь Онегина".
Понаблюдаем над языком

Оценка этой сцены актёром Яхонтовым: «Онегин, пребывавший в состоянии пассивности, в тот час, когда в жизнь его входит серьёзное событие – письмо Татьяны, - проявляет твёрдость характера, он верен своим взглядам… Никого не может вовлекать он в свою горестную судьбу, в тот круг бездействия, скуки, опошленности, в котором ему приходится существовать. Онегин отрекается от Татьяны, не веря, что душа его обновится, что личное счастье может дать ему всё то, о чём он неясно грезит…».
Прочтите строки, предшествующие свиданию, где поэт говорит о причинах разочарования Онегина.
-
Чем завершается встреча в саду?
-
Прочтите строфу 22. В чём значение строф, предваряющей и завершающей свидание?
-
Как относится автор к объяснению в саду? Выделите в тексте.
-
Почему рядом с осуждением звучит и сочувствие?
Сравните иллюстрации к этой сцене.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
-
Каким предстаёт здесь Онегин?
-
Какой Татьяна?
-
В чём солидарны художники?
-
Как они относятся к Онегину?
Подведём итоги! Проповедь Онегина, на первый взгляд, благородна. Будь на его месте обычный светский денди, он не преминул бы именно "обмануть... доверчивость души невинной". Онегин не обычный светский денди! Он - как-никак - добрый приятель Пушкина. Он знает цену свету и его "важным забавам", сам Пушкин любит в нём "мечтам невольную преданность" - и вот эти мечты готовы осуществиться: прекрасная, гордая, душевно богатая, возвышенная девушка предлагает ему свою любовь, а он бежит от неё, бежит от своей мечты. Евгений не умеет быть счастливым, он боится счастья. Когда-то, в ранней юности, Онегин верил, вероятно, в возможность высокой любви на всю жизнь. Но свет убил эту веру - и даже надежду на её возвращение. В этом главная трагедия Онегина! Думая, что оберегает Татьяну, Онегин сам, своими руками, убивает своё будущее счастье, как убил 8 лет жизни, свои мечты, свои искренние чувства.
Домашнее задание: учить наизусть "Письмо Татьяны" (девочки), "Письмо Онегина" (мальчики).
Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.