Учитель GoogleМеню сайтаПоискПроверка словаОпросСтатистикаЗакладкиЧат |
М.В. Исаковский "Катюша"
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми фактами биографии Михаила Васильевича Исаковского, выявите особенности поэтики песни, художественную идею произведения, проявляющуюся в наказе лирической героини. Посмотрите фильм "Поэты России XX века. Михаил Исаковский".
Подготовьте рассказ о М.В. Исаковском, опираясь на статью в учебнике (страницы 214 - 217) и просмотренный фильм. Творческая история песни "Катюша". Однажды известный поэт Михаил Исаковский, на ту пору уже автор всенародно любимых песен «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Зелеными просторами» и др., сочинил четверостишие: Расцветали яблони и груши, А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но всё равно никак не мог забыть строчки. И берег-то ведь был родной, смоленский, и строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели… Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И. Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: берег, на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг — раз — и пришла сама собою. Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. По воспоминаниям М.И. Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис».
Михаил Исаковский получил за текст песни Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали. Такого, конечно же, нигде в мире больше нет, хотя знают и поют песню по всему свету: и на немецком (Leuchtend prangten ringsum Apfelbluten, still vom Fluss zog Nebel noch ins Land), и на английском (Blossoms graces the apple trees and pear trees. Mist upon the river floated by), и на китайском. В Финляндии — «Karjalan Katjuusa» (карельская Катюша), в Израиле — «Катюшка», а в Италии сразу два варианта — «Катарина» и «Fischia il vento» («Свистит ветер»). Последний, кстати, — это гимн итальянских партизан, сражавшихся с фашизмом. Да, в годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Из семи орудий, бывших в распоряжении бойцов-артиллеристов, пять относились к опытным образцам, которые были доставлены прямо из мастерских.
И под Москвой воевали «Катюши» — аккурат на знаменитом Бородинском поле, и под Ленинградом, – да что говорить, всю войну прошли, «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни. Один вариант таков: Шли бои на море и на суше, Другой — вот этот: Пусть фриц помнит русскую «Катюшу», А был еще и такой: Расцветали яблони и груши,
И даже такой: Расцветали яблони и груши, Прослушайте последний вариант стихотворения.
Бесхитростные строчки, идущие из самой глубины души, сколько их было! Более сотни переделанных текстов, а мелодия — все одна и та же, «Катюшина». Отгремела война, и в Орше поставили памятник флеровской батарее: легендарная «Катюша» снова вышла «на высокий берег на крутой» — теперь уже днепровский. А песню все поют и поют на разных языках. Задание 1. Какие образы возникают в стихотворении? Заполните в тетради таблицу.
2. Как взаимодействуют эти образы? Как появляется аналогия между миром природы и внутренним миром человека, свойственным лирическим песням? 3. Развитие сюжета определяется движением чувства героини. Как передаётся внутреннее состояние Катюши через внешние формы? 4. Какой образ, характерный для народной песни, возникает в обращении к "песенке девичьей"? Чему он служит? 5. Какова особенность образа героини? Выучите стихотворение "Катюша" наизусть (страница 218).
Спасибо за работу!
|